Юридические статьи

Хаос на алкогольном рынке?



Проблемы законодательства, связанного с производством и реализацией алкогольной продукции, стали главной темой прошедшего в рамках Петербургского экономического форума "круглого стола" "Актуальные вопросы гармонизации законодательной базы в области производства и оборота алкогольной продукции, вина, слабоалкогольной продукции в государствах - участниках СНГ в условиях интеграции в мировую экономику"

Дискуссия, в которой приняли участие первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев, директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Михаил Моторин, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга Владимир Бланк, была бурной. И это понятно. В последнее время немало копий было сломано в связи с попытками внести изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и с желанием некоторых депутатов и представителей исполнительной власти запретить употребление слабоалкогольных напитков в общественных местах.

Так, председатель совета директоров холдинга "Винный мир" Петр Каныгин высказал тревогу в связи с тем, что "сегодня в России не существует механизма проверки безопасности и качества поступающей по импорту алкогольной продукции", а "где ослаблен контроль за импортом, там жди и злоупотреблений". Он напомнил собравшимся, что в 1990-е годы Россию наводнили суррогаты, которыми страна едва не захлебнулась, ибо тогда "пики повышенной смертности удивительным образом совпали с бесконтрольным завозом некачественного импортного алкоголя".

Член Северо-Западного альянса участников алкогольного бизнеса АЛБИ, директор холдинговой компании "Ладога" Вениамин Грабар с неудовольствием отметил, что разработкой законов занимаются неспециалисты, потому что есть убеждение, будто коммерсанты при обсуждении законодательных или других инициатив будут "лоббировать свои интересы".

Это мнение он считает ошибочным, а сложившаяся законодательная практика в итоге показывает, что к моменту принятия законов они устаревают, внесение же поправок чревато тем, что они вносят на рынок "хаос и неразбериху".

Между тем в результате дискуссии ее участники достигли консенсуса по многим вопросам. Для гармонизации законодательной базы, полной легализации алкогольного рынка стран СНГ, улучшения качества и роста конкурентоспособности вырабатываемой в странах Содружества продукции участники "круглого стола" рекомендовали, в частности, органам власти СНГ: "координировать выработку алкогольной политики стран Содружества с целью радикально изменить общественное мнение относительно места и роли алкоголя в жизни людей, сформировать культуру потребления, в результате которой будут преобладать качественные легкие напитки, потребляемые в умеренных количествах"; "проводить акцизную политику, направленную на снижение потребления алкоголя молодежью"; "общими усилиями противодействовать производству и обороту алкогольных суррогатов".

Участники дискуссии сочли необходимым обратиться к предпринимательским кругам и органам власти государств Содружества с призывом "выработать единые подходы к ограничениям рекламы алкоголя и проводить их в жизнь". Рекомендации были приняты к сведению на заключительном пленарном заседании форума.

Алексей Ерофеев




Вернутся в раздел Юридические статьи