Юридические статьи

Кто в Петербурге сдает бутылки? В борцов за экологию превратились бомжи, а большинство считает, что приносить тару непрестижно



ЧТО такое бутылка? В представлении среднестатистического петербуржца -не более чем тара для некоего, возможно очень даже вкусного, напитка. Причем тара бесценная, в том смысле что она ничего не стоит. Ну разве один рубль - это деньги? А коли она ничего не стоит, то и сдавать ее незачем. Вот и получается, что за экологию в родном городе борются разве что бомжи.

Мусор как средство борьбы с наркобизнесом

Среднестатистическая питерская стеклянная бутылка проживает только одну жизнь, заканчивая ее в целом или разбитом виде на свалке и - в очень редких случаях - в плавильных печах мусороперерабатывающих заводов. Не глядя на горы стекла на городских свалках, предприятия продолжают производить новое стекло, увеличивая таким образом не только потребление питерцами жидкостей, но и эти самые горы. Как рассказал корреспонденту "Смены" координатор по эффективному использованию ресурсов петербургского отделения "Гринпис" Игорь Бабанин, даже при переплавке экономия энергии составляет до 32%, воздуха -до 20%, воды - до 50%. Отходы снижаются на все 80%. При повторном использовании стеклотары экономия ресурсов еще больше. А теперь представьте себе: Петербург - пятимиллионный город... - Генеральный директор одного из предприятий города в интервью обмолвился, что при нормальном подходе к делу мусор выгоднее, чем наркотики, - говорит Бабанин. - Уж не знаю, насколько это правда, но то, что переработка мусора - хороший интеллектуальный бизнес, абсолютно точно.

На Западе сдавать выгодно

Несмотря на все волшебные перспективы, обывателя не заставишь даже сдать бутылку, что уж говорить о переработке. Виновата в этом не столько лень, сколько цена вопроса: в России это всего 1 рубль. Проблема не в скупости предприятий - им бутылка обходится в ту же сумму, что и новая, но в эту стоимость включены также транспортные расходы. Вот на благодарность покупателю и остается всего рубль, то есть в среднем 1/25 -1/30 изначальной стоимости продукта. Как нынче принято говорить, "НЕ-интересно".

Не думайте, что на Западе бутылки сдают только из любви к природе. Видя, что раздельный сбор мусора не всегда помогает справиться с любителями бить бутылки, в 1993 году в Германии ввели закон о залоговой стоимости. Согласно этому закону предприятия, выпускающие продукты в упаковке, обязаны организовать сбор этой самой упаковки. Для облегчения процесса цена на пустые бутылки искусственно завышается: порой она составляет половину стоимости изначального продукта. Купил человек колу, выпил, сдал бутылку - и получилось, что колу он выпил за полцены. Любящие выгоду европейцы быстро вошли во вкус, так что теперь у них нет проблем с переработкой стекла.

В России проект закона о залоговой стоимости уже пять лет натыкается на всяческие препятствия. В петербургском "Гринписе" его считают далеким от совершенства, но отмечают, что принятие даже такого закона способно изменить ситуацию к лучшему. Однако после пяти лет ожидания там уже устали верить в его принятие.

Полгода назад несколько пунктов приема стеклотары, собирающие бутылки для одного из производителей пива в Петербурге, прекратили свою деятельность: производитель построил собственный завод по производству бутылок. Видимо, горы стекла на свалках не перестанут расти.

Пьяницы - невольные экологи

Кроме экономического в проблеме вторичной переработки стекла существует еще и социальный аспект. В Европе бутылки принимает либо улыбчивый кассир, либо сверкающий автомат в современном маркете. У нас -хмурая продавщица в ларьке в лучшем случае.

- Проще говоря, в Европе сдавать бутылки престижно, - говорит Игорь Бабанин. - Средний человек там встречает сервис, людей своего же круга - людей среднего класса. У нас сдавать бутылки унизительно. В голове стереотип: бутылки сдают только пьяницы, бомжи и бабушки с маленькой пенсией. Люди просто стесняются оказаться в таком обществе!

Так что изменений пока не предвидится, ведь, как известно, революции начинаются в голове, а там тишь да гладь - сплошные стереотипы. Да и "пьяницы, бомжи и бабушки", сдавая стеклотару, вряд ли ощущают себя заправскими экологами и борцами за экологически чистое будущее.

Наталья Барсова




Вернутся в раздел Юридические статьи