Несмотря на повсеместное применение «серых» схем ввоза иномарок, до сих пор ни один автодилер не нажил себе из-за них серьезных неприятностей с законом. Первым, кому это удалось, стал автосалон «Фортуна-Моторс».
В центре внимания следственных органов оказалась деятельность автосалона «Фортуна-Моторс», расположенного на Выборгской стороне. По словам заместителя прокурора Выборгского района Андрея Волкова, до сих пор в городе было возбуждено всего несколько дел подобной категории, а выйти на цепочку, в которой фигурирует автодилер, удалось впервые.
Версия следствия
Собственно в самой схеме, использовавшейся для ввоза в страну подержанных «трехлеток», ничего нового нет. По словам следователя УВД Выборгского района Евгения Гоголева, мошенники находили лиц, которые за достаточно скромное вознаграждение соглашались оформить от своего имени генеральную доверенность, по которой и ввозилось транспортное средство. Таможенная пошлина в этом случае уплачивалась по ставке для физлиц – на $2-3 тыс. меньше, чем для компаний.
В настоящий момент в деле фигурируют три машины: Audi A6, Lexus RX 300 и Honda CR-V. Сумма нанесенного государству ущерба (в виде недоплаченных таможенных сборов) оценивается в 400 тыс. руб. Впрочем, в ходе следствия эта цифра может значительно возрасти: сегодня проверяются еще четыре арестованных на стоянке салона автомобиля. Всего же за несколько лет работы по данной схеме в страну было ввезено несколько сот машин (чаще всего ввозили ходовые модели – BMW X5, Lexus RX 300 и др.).
Уголовное дело возбуждено по части 3 статьи 159 («Мошенничество в крупном размере») и части 1 статьи 188 («Контрабанда») Уголовного кодекса. Максимальный срок наказания – лишение свободы до пяти лет. Но не исключено, что в итоге часть 3 статьи 159 УК будет переквалифицирована в часть 4 («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере») – она грозит уже 10 годами. Кроме этого, может добавиться статья 199 УК («Уклонение от уплаты налогов с организации»). Дело в том, что формально автосалон выступал лишь в качестве посредника при продаже автомобилей одним физлицом другому. В качестве фиктивных владельцев использовались пенсионеры, за символическое вознаграждение соглашавшиеся подписать нужные бумаги. Все это позволяло салону показывать фактически нулевую прибыль. По версии следствия, реально машины продавались от лица автосалона, а добросовестные покупатели об использованной схеме зачастую даже не подозревали.
По словам заместителя прокурора Андрея Волкова, говорить о судебных перспективах дела пока рано: следствие может продлиться еще несколько месяцев. Возможно, дело будет передано на уровень ГУВД. В компании «Фортуна-Моторс» на просьбу корреспондента «ПП» прокомментировать ситуацию ответили, что в настоящее время все руководство находится в отпуске.
Перспективы рынка
Правоохранители осторожны в оценке влияния факта появления данного уголовного дела на «серый» дилерский бизнес. «Скорее всего, использовавшаяся в данном случае схема прекратит свое существование, – считает Андрей Волков. – Обычно достаточно появиться информации, что схема вызвала интерес со стороны правоохранительных органов, как ее прекращают использовать и переходят на другую. Собственно, уже то, что в ходе оперативно-разыскных мероприятий, которые проводились около года, никто не насторожился, можно назвать удачей».
По мнению источника «ПП» в автодилерском бизнесе, случившееся, скорее всего, останется разовой акцией «органов». «Почему именно «Фортуна-Моторс»? Стечение обстоятельств. Вовремя появилась оперативная информация, которую правоохранителям удалось раскрутить. В принципе на месте «Фортуны-Моторс» мог оказаться любой другой небольшой автосалон», – уверен источник «ПП».
С применением «серых» схем, по мнению экспертов, ввозят обычно либо подержанные машины, либо эксклюзивные марки, официальные дилеры которых в России отсутствуют. Цена ввезенного «в серую» автомобиля в автосалоне, как правило, не отличается от обычной (так было и в случае с «Фортуной-Моторс»). А разница в таможенных платежах попросту составляет бонус самого дилера. В большинстве случаев на каждом отдельно взятом этапе движения автомобиля выявить нарушения практически невозможно. Чтобы проследить всю цепочку, требуются скоординированные действия милиции, таможенных и налоговых органов, результат которых не всегда очевиден. В любом случае, правоохранители не скрывают, что торговля «серыми» машинами носит настолько массовый характер, что эффективно бороться с ней исключительно карательными мерами невозможно.
Как ввозят подержанные автомобили
1. Автосалон находит физическое лицо, которое подписывает от своего имени генеральную доверенность на ввоз автомобиля
2. Представитель компании покупает машину (вариант: машина уже куплена заранее)
3. По доверенности перегонщик провозит машину через границу, растаможивает ее и платит таможенную пошлину
4. Машина поступает на стоянку автосалона по договору комиссии, согласно которому салон выступает в качестве посредника при продаже машины фиктивным владельцем
5. Автосалон продает машину, официально получает свои комиссионные, остальную сумму – «черным налом»
Как ввозят новые автомобили
1. Автосалон отправляет официальную заявку производителю на поставку партии машин
2. В процессе движения к российской границе делается остановка, например, в соседней Финляндии. Там на машины появляются новые документы, согласно которым пунктом их назначения является не Россия, а другая страна, например Белоруссия
3. Машины проходят транзитом через территорию России
4. По прибытии в Белоруссию поддельные документы на автомашины исчезают (это может сопровождаться сменой владельца, а может и нет) и появляются старые, согласно которым пунктом назначения является Россия
5. Машины ввозятся на территорию России, но уже с территории Белоруссии, растаможиваются по более низким ставкам и попадают в автосалон
Алексей Травин