Искусство, конечно, собственность. Но не обязательно в музее должно находится только то, что ему принадлежит. Важно сейчас показывать хорошие вещи, а где они будут через 15 лет, не столь важно. В таком духе в минувший четверг высказывался Михаил Пиотровский на небольшой церемонии в эрмитажном зале Рубенса.
Впрочем, повод для спича был выдающимся. Эрмитаж представил два больших полотна Рубенса -- "Марс и Венера", и "Тарквиний и Лукреция". Обе картины являются предметом спора между Россией и Германией.
Полотно про Марса, преклоняющего колено пред красотой Венеры, документально упоминается в 1943 году как находящиеся в Кенингсбергском замке. После войны картина попала в Эрмитаж. По российскому закону о перемещенных ценностях она является собственностью РФ. Германия этот закон не признает, в недавнем издании Фонда прусского культурного наследия этот Рубенс упоминается среди утраченного.
С грубым насильником Тарквинием и его жертвой Лукрецией ситуация еще сложней ("Город" рассказывал о ней в прошлом году). Бизнесмен Владимир Логвиненко приобрел картину у частного лица. Позже выяснилось, что после войны полотно было вывезено советским офицером из Германии частным образом и числится как имущество музеев Потсдама. Германия требует ее безвозмездного возвращения, коллекционер согласен обсуждать иные условия.
По мнению г-на Пиотровского, самое главное, что картину вовремя освободили от прокурорского ареста. Она было в очень плохом состоянии, но в Эрмитаже ее отреставрировали и спасли. В качестве ответного дружеского жеста Логвиненко подарил музею купленную им на аукционе акварель Григория Чернецова 1833 года с видом Золотой гостиной Зимнего дворца. Теперь на этом месте находится Малахитовый зал.
"Тарквиний и Лукреция" будут гостить в Эрмитаже предположительно два года. На вопрос "Города", нет ли в запасниках Эрмитажа чего-нибудь еще сильно перемещенного, Михаил Пиотровский ответил, что работ уровня Рубенса больше нет.
По сведениям наших источников, после замены в межведомственной комиссии по реституции прежнего министра культуры Михаила Швыдкого на нового Александра Соколова состоялось всего одно заседание. Оно было экстренным, готовился декабрьский визит Владимира Путина в Германию. Пока у российской стороны нет определенной позиции, отдавать перемещенное искусство или не отдавать.
Вадим Шувалов