Есть в Петербурге уникальный кинотеатр "Свет", чуть ли не единственный сохранившийся еще с дореволюционных времен. Он пережил Блокаду, все приватизации, перестройку и до последнего умудрялся оставаться на плаву, показывая детское и, самое главное, документальное кино.
Это была одна из немногих площадок в городе, где петербуржцы могли посмотреть научно-популярные, просветительские, документальные фильмы.
Увидеть образцы мировой кинодокументалистики во время проведения международного фестиваля "Послание к человеку" - кинофорума, считающегося по праву визитной карточкой Северной столицы. То, что этот уникальный уголок истинного и, главное, духовно насыщенного киноискусства не тронули никакие бури, в большей степени заслуга его бывшего директора Ирины Борисовой.
Хотите завтрашних щей - приходите вчера
Почти тридцать лет Ирина Валерьевна проработала в "Свете", имела одни благодарности и награды. Но год назад ее уволили, что называется, в одночасье. Как следует из официальных документов - за "однократное грубое нарушение трудовых обязанностей". Если переводить с юридического на человеческий язык, то история увольнения выглядит следующим образом.
Летом 2003 года в кинотеатре проводилась комплексная проверка. Комиссия от культуры нашла массу нарушений, хотя за пятнадцать лет работы ни одной из фискально-проверяющих служб, типа налоговой инспекции, не было выявлено ни одного, "тянущего на статью". Борисовой влепили выговор и обязали устранить все огрехи. Дальше начинается самое интересное. По просьбе самой Ирины Валерьевны время очередной проверки перенесли на конец года. И тут, аккурат 23 декабря 2003 года, Ирина Борисова с сердечным приступом попала в больницу. Однако подобная ерунда не остановила ретивых проверяющих. Куда они так спешили - неизвестно, но только 29 декабря появилось сразу три письма из комитета по культуре. В одном Борисовой предлагалось явиться комитет для обсуждения итогов "проведенной проверки по поручению председателя комитета от 23.12.2003 года". Напомним, что именно в этот день Борисова заболела и находилась на бюллетене вплоть до 5 января. Где результаты якобы проведенной проверки - наверное, теперь никто не скажет. Во всяком случае, в судебных вердиктах об этом нет ни слова. Во втором письме, датированном 29-м же декабря, Ирину Валерьевну обязали в трехдневный срок предоставить в комитет по культуре объяснения по акту проверки от 30 декабря. Третьим письмом от 29 декабря заместителя директора кинотеатра "Свет" просят сообщить о дне выхода на работу самой Ирины Валерьевны. На всех письмах стоит одна и та же подпись - первый заместитель председателя комитета по культуре Воротников. Вы что-нибудь поняли? Вот и Ирине Борисовой до сих пор не понятно: как можно, находясь в больнице, давать объяснения по проверке от 23 декабря, проведение которой не подтверждается никакими документами, или что можно сказать 29 декабря по поводу ревизии, проходившей днем позже?
Но как бы то ни было, 30 декабря действительно нагрянула очередная комиссия. Обнаружила, что часть нарушений, выявленных летом, не устранена. Борисову уволили по статье. Ирина Валерьевна уже год пытается восстановить справедливость через суд, но пока безрезультатно. Между тем документы, на которые ссылаются в своем решении представители третьей власти, более чем любопытны.
Своя рука - владыка
Начнем с акта проверки работы Борисовой. Какого числа на самом деле он был составлен, выяснить теперь невозможно. На титульном листе напечатана дата - 30 июля, потом чьей-то рукой она исправлена на 30 июня. Можно, конечно, все списать на техническую ошибку, мол, все мы люди. Только вот беда - под сакраментальным "исправленному верить" стоит какая-то непонятная закорюка, не похожая ни на одну из фамилий тех, кто участвовал в ревизии, составлял и подписывал акт. При этом ни должности чиновника, внесшего исправления, ни инициалов, ни печати, ни, на худой конец, какого-никакого завалящего штампа на исправленной дате нет. Однако это предпочли не заметить, а потому вопрос, кто внес исправления, на каком основании и зачем это понадобилось, остался за рамками всех судебных разбирательств.
Чего же в таком случае удивляться другим пассажам, отраженным в самом акте проверки, которые, похоже, вообще взяты с потолка? Например, директора кинотеатра "Свет" обвиняли в том, что она не ведет учет "товаров, принятых на комиссию". Большую чушь себе представить трудно. В кинотеатре "Свет" действительно имеется книжная лавка, но она функционирует отнюдь не как точка комиссионной торговли. Кроме того, несчастный прилавок вообще не имеет никакого отношения к комитету. В таком случае с чего это чинуши, сидящие на культуре, при проверке государственной деятельности влезли в сферу частного предпринимательства? Но кого из судей интересуют подобные детали? Не акцентируя внимания на досадных мелочах, судейские, как всегда, "полно и всесторонне исследовали представленные доказательства". Вот и аргумент "про товары, принятые на комиссию", кочует из решения в решение всех уже пройденных бывшим директором инстанций.
Бюрократы вне подозрений
Сами "доказательства" также представляют интерес. Взять хоть бы тот факт, что приказов об увольнении Ирины Борисовой по статье было целых два, и оба датированы одним числом. Сначала ее уволили по статье, вообще не прописанной в Трудовом кодексе РФ. По словам самой Ирины Валерьевны и по письменному заявлению администратора кинотеатра Горохова, ошибку обнаружили спустя неделю. Тогда на свет появился второй, правильный приказ. Формально в комитете по культуре подстраховались, быстренько состряпав документ, по которому Борисовой зачем-то зачитали в присутствии свидетелей оба приказа одновременно. И снова на вопрос, зачем это было сделано, вразумительного ответа нет. Складывается впечатление, что кто-то хотел прикрыть собственную некомпетентность и нерадивость, вот только не смог этого сделать грамотно.
Свою трагическую роль во всем этом деле сыграло то, что сама Ирина Валерьевна признает, что нарушения действительно были, и именно потому ни результаты проверки, ни изначально полученный выговор она не оспаривала. Конечно, теперь никого не интересует, что человек был поставлен перед выбором - либо утонуть в море бумаг, докладных, бесконечных поездках в комитет к очередному председателю, либо пытаться устранить реально имеющие место недостатки. Ирина Валерьевна выбрала второе и поплатилась. В судебных решениях в вину ей ставится, например, то, что она не обращалась в вышестоящие инстанции с просьбой выделить средства на оборудование кассы, не писала о других трудностях, не клянчила денег. Словом, госпожа Борисова стала классической жертвой политики двойных стандартов. С одной стороны, всем известно, что культура в культурной столице финансируется по остаточному принципу. И денег не допросишься, если сам не заработаешь. С другой - чиновники обложили эти самые учреждения культуры неимоверным количеством инструкций, положений и приказов, для выполнения которых требуются деньги, например на проведение сигнализации или на достойную зарплату бухгалтеру. В таком случае директоров еще оставшихся кинотеатров можно увольнять пачками - у каждого найдется свой "скелет в шкафу".
Треш-культурные перевертыши
Возникает совершенно обоснованное предположение, что еще оставшаяся в городе киносеть доживает последние месяцы. Редакция газеты располагает документами за февраль этого года, где уже четко расписано, какие кинотеатры останутся государственными, какие выставят на продажу или сдадут без сохранения профиля. Если этот план будет приведен в действие, в городе останется только 7 государственных кинотеатров, из них 6 - детских. Четырем ребячьим кинотеатрам, расположенным в спальных или отдаленных районах, не повезло. "Факел" и "Чайку" в Купчине сдадут в аренду без сохранения профиля. Та же судьба ожидает "Восход", расположенный в Красносельском районе, и "Заневский" - в Красногвардейском.
С молотка уйдут "взрослые" "Орбита", "Экран" и "Чайка". Кинотеатру "Свет" уготована своя участь. Его тоже собираются сдать в аренду. Конечно, с сохранением функций кинопоказа. Что будут показывать, можно судить по тому, что в ноябре прошлого года там уже прошел 2-й фестиваль "Треш-кино". Для тех, кто не знает, поясним: "треш" - это особая форма подачи и антуража. Все виды комических извращений - от зоофилии до членовредительства, фонтаны крови, вопящие тинейджеры, декорации типа хромированных байков и помоечного мусора. Безусловно, лучшего места для демонстрации такого альтернативного кино, чем кинотеатр "Свет" на Петроградской, не найти. Особенно с учетом, что совсем неподалеку от его места расположения не так уж и давно подростками были изувечены два иностранных студента, а олимпийского чемпиона по велоспорту и вовсе убили.
Тут хочешь - не хочешь, а поневоле поверишь заявлениям Ирины Валерьевны, что ее увольнение было заказным. Ведь останься она директором, ни за что не допустила бы подобного изменения репертуара. Кроме того, не последнюю роль сыграл, видимо, и тот факт, что Ирина Борисова в конце 2003 года посмела через голову экс-председателя комитета по культуре Надежды Кущенковой напрямую обратиться к Михаилу Швыдкому с просьбой сохранить за кинотеатром "Свет" не только статус государственного учреждения, но и профиль. Здесь был создан первый в России кинолекторий. А если верить письму из Совета по культуре и искусству при президенте, то "православный кинолекторий" - старейший в стране и действует уже более 10 лет. Но самое любопытное заключается в том, что среди подписантов, поставивших свой автограф на обращении Ирины Борисовой, есть росчерк и Алисы Бруновны Фрейндлих. Годом позже ее зятя, вице-губернатора Сергея Тарасова, в компании с Александром Вахмистровым и Юрием Молчановым губернатор Валентина Матвиенко определила надзирать за тем, какие кинотеатры ликвидировать и продать, какие сдать в аренду, какие оставить за государством. Увы, в Северной столице все больший вес набирает пресловутый "коэффициент 1", позволяющий наполнять городской бюджет и больше ни о чем не думать. Хотя, наверное, все-таки придется. Ведь с учетом вынесенного неделю назад решения Уставного суда Санкт-Петербурга несколько не ясно: а легитимна ли была деятельность самого комитета по культуре в конце прошлого года?
Версия Ксении Кирилловой