Юридические статьи

Культурку приструнили Об использовании фонограммы должно быть сказано в каждой афише



Волна общественного возмущения против повсеместного использования фонограммы , похоже, докатилась и до чиновников. Пристыдить лже-певцов решила Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека («Роспотребнадзор»).

Глава службы Геннадий Онищенко приказал своим подчиненным провести массовые рейды по концертным площадкам и до 10 октября отчитаться о результатах работы. В официальном письме «Роспотребнадзора» говорится, что факт использования фонограммы должен быть обязательно указан в договоре с организаторами концерта.

До потребителя эту информацию нужно доводить в ясной и доступной форме - в афишах, программках выступлений, на рекламных проспектах и других печатных носителях, находящихся непосредственно в местах продажи билетов. Нарушение этого правила грозит организаторам концерта штрафом в 10 тысяч рублей.

Надо сказать, что еще в 1999 году в закон РФ «О защите прав потребителей» была внесена поправка, обязывающая предупреждать зрителей об «использовании фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений». Однако никаких уведомлений никто и в глаза не видел. Не исключено, что некоторые продюсеры формально исполняли требование закона. Например, на рекламной растяжке помещали соответствующую надпись шрифтом высотой несколько сантиметров. Ее можно было даже прочесть, вооружившись хорошей оптикой. В законе-то ничего не сказано про размер шрифта.

Конечно, по закону любой посетитель «фанерного» концерта мог бы получить уплаченную за билет сумму, обратившись в суд. Но преследовать таких халтурщиков достаточно сложно. Во-первых, даже очевидный факт использования фонограммы не доказывает, что весь или большую часть концерта артисты всего лишь открывали рот. Во-вторых, сумма в 200, 300 или даже в тысячу рублей не оправдывает всех судебных издержек.

Что же остается обманутому зрителю? Самый простой и адекватный выход - отказаться от потребления второсортного товара. В скором будущем, как обещает «Роспотребнадзор», мы увидим «черный» список халтурщиков шоу-бизнеса. Кстати, уже сегодня любой желающий может обратиться в эту организацию и заявить, что, предположим, Иван Пупкин пел под «фанеру». Это даст службе по надзору дополнительную информацию.

Павел Нетупский




Вернутся в раздел Юридические статьи