Юридические статьи

На животных не испытано



Представитель Минфина показал сенаторам сценарные расчеты бюджетных последствий перехода к новым принципам организации местного самоуправления

Но дать цифры на руки отказался.

Вчера в Совете Федерации на "круглом столе", посвященном проблемам законодательного обеспечения финансовых основ местного самоуправления, глава департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров впервые озвучил основные параметры перераспределения средств между различными уровнями бюджетной системы. Финансовая подоплека сценария по разграничению полномочий между уровнями власти остается самым больным вопросом для представителей двух "нижних" уровней: они требуют финансовых гарантий будущих полномочий. Такими гарантиями должны стать соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы.

Политическая воля президента заставила Госдуму принять в первом чтении два основных законопроекта из президентского пакета, однако к 1 апреля депутаты все-таки рассчитывают получить от правительства проект соответствующих поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы. Алексей Лавров познакомил участников "круглого стола" с результатами работы финансистов правительства. Однако поделиться выкладками с сенаторами, которые пожелали "посидеть над бумагами с карандашом", отказался. Материалы пока не согласованы окончательно даже внутри рабочей группы, объяснил он. И вообще, "нельзя делить деньги до того, как поделят полномочия", поскольку сумма денег изменяется автоматически вместе с объемом полномочий.

Если исходить из этого положения, то полномочий у муниципалитетов после реформы больше не станет: если сегодня их расходные обязательства оцениваются в 1079 млрд рублей, то прогнозируемые — в 835 млрд. Из этой суммы 91 млрд должны составить их собственные доходы, еще столько же — финансовая помощь из центра на выравнивание уровня доходов, и 432 — отчисления от налоговых доходов и финансовая помощь субъектов Федерации. Из этой суммы бюджеты муниципалитетов двух уровней — поселений и районные — будут гарантированно получать по 166 млрд. Еще 100 млрд (норматив с отчислений от налоговых доходов регионов) субъекты Федерации будут распределять между муниципальными уровнями по собственному усмотрению.

При этом, предупредил Лавров, муниципалам не стоит рассчитывать на единый социальный стандарт как на неиссякаемый источник финансовой поддержки из центра: это "тот стандарт, который федеральный орган власти сам для себя установил", и он будет использоваться исключительно для расчета субвенций по обязательствам государственной власти. С другой стороны, донорам тоже рано радоваться: для выравнивания уровня доходов предусмотрен отрицательный трансферт. Однако предложенные Минфином методики выравнивания бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения регионалов не обнадежили.

— Вот врачи сначала на собаках, а потом уже на людях экспериментируют, — горячился председатель Рязанской облдумы Владимир Федоткин. Глава Союза малых городов Евгений Марков его поддержал:

— Ваши предложения хоть где-то опробовались?

— Это не теоретические абстракции, — обиделся Лавров. — Отрицательный трансферт действует в Ставропольском крае, Астраханской области. Десяток регионов субъектов применяет аналоги федеральной модели выравнивания...

— За два месяца прошлого года доходная часть бюджета города Курска составила 91 млн рублей, в этом — 38. Транспорт начал останавливаться, электричество отключают. Это те самые схемы, — резюмировал зам. курского мэра Борис Часовский.

— И как вы собираетесь определять нижний уровень бюджетной обеспеченности? Средняя температура по госпиталю, когда демография разная, инфраструктура городов разная, прожиточный минимум разный? Откуда Россию начнете хоронить: с юга, с северов?

— Ваш вопрос наивен. Федеральная методика выравнивания учитывает 15 параметров, — отрезал чиновник. Однако муниципалы не унимались.

— Дьявол кроется в мелочах, объяснял присутствующим председатель правления Конгресса муниципальных образований Валерий Кирпичников. — Поэтому в третьем чтении и президентские законопроекты по разграничению полномочий, и бюджетные поправки должны быть приняты в один день. Если мы с вами не проявим политической воли, федеральная политика опять надует регионы, а муниципалов просто кинет капитально!

Анастасия Корня




Вернутся в раздел Юридические статьи