Федеральный закон о местном самоуправлении вступает в действие со следующего года. А сегодня в регионах идут последние приготовления: уточняются границы и статус муниципальных образований, приводятся в соответствие с ФЗ местные уставы, перераспределяются полномочия и корректируются бюджеты. В каждом из субъектов федерации на Северо-Западе страны - свои проблемы, решать которые молодой муниципальной власти помогают местные законодатели и чиновники.
Ленинградская область
Константин Иванов
Осенью этого года в регионе должны состояться выборы во всех муниципальных образованиях - согласно областному закону они пройдут 9 октября. А в конце марта Законодательное собрание Ленинградской области приняло в первом чтении внесенный губернатором законопроект "О представительных органах и главах муниципальных образований".
Из обоснования законопроекта следует, что во всех МО выборы должны состояться в соответствии с его положениями. И только для следующего созыва выборы будут регулироваться нормами, принятыми представительными органами первого созыва. Такая концепция принята на основании предположения, что все МО с 2006 года должны быть признаны вновь образованными. Однако, по мнению Владимира Леонова, депутата Законодательного собрания Ленинградской области, заместителя председателя постоянной комиссии по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению, в соответствии с Федеральным законом все МО, которые будут существовать в Ленобласти, с 2006 года можно разделить на три группы. Первая - вновь образованные МО в статусе городских и сельских поселений, которых раньше не было. Вторая - преобразованные МО двух типов. Это, во-первых, те муниципальные районы, в границы которых включены территории уже существующих МО: Гатчинский (в него включены МО городов Гатчина и Коммунар), Выборгский, Волховский, Бокситогорский, Кингисеппский, Всеволожский, Приозерский. У этих МО в настоящее время нелегитимный представительный орган и глава для решения вопросов будущего МО. Например, в Гатчинском районном совете нет депутатов от Гатчины и Коммунара, и население этих городов главу МО "Гатчинский район" не выбирало. Поэтому они не могут до 1 июля 2005 года привести в соответствие с ФЗ устав будущего МО. Другой тип преобразованных МО - где изменен гипотетический статус городского округа. Например, МО городов Гатчина, Коммунар, Волхов, Ивангород, Светогорск, Пикалево, Сертолово, поселка Кузнечное (в будущем - МО в статусе городских поселений). Третья группа - не преобразованные МО. Это, например, Сосново-борский городской округ, Колтушское сельское поселение и все остальные муниципальные районы, например, Лужский, Тосненский и так далее. У МО двух последних подгрупп в настоящее время легитимные органы местного самоуправления, которые могут откорректировать свои уставы и другие акты для будущего МО.
Поэтому Законодательное собрание не может ничего предписывать для не преобразованных МО: их нынешние органы в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 85 до 1 июля этого года приводят в соответствие с требованиями ФЗ уставы своих будущих МО. И выборы в назначенный день проводятся в соответствии с этими уставами. Для остальных МО прописывается, что требует ФЗ, с учетом того, что в преобразованных МО - городских поселениях выборы будут проходить по их откорректированным уставам, а не по областному закону.
Мурманская область
Николай Владимиров
В департаменте финансов Мурманской области завершилось рассмотрение бюджетов муниципальных образований. По состоянию на 1 апреля бюджеты 13 муниципальных образований уже согласованы. Федеральные законы перераспределили ряд властных полномочий и соответственно разграничили расходные обязательства между бюджетами разных уровней. Поэтому в прошлом году по согласованию с Мурманской областной Думой было принято решение зарезервировать необходимые средства. Всего по итогам исполнения областного бюджета за I квартал 2005 года будет распределено между местными бюджетами дотаций на сумму 473,2 миллиона рублей.
Департамент финансов обладминистрации проанализировал исполнение местных бюджетов за 2003-2004 годы, проверил обоснованность формирования доходов и ряда статей расходов местных бюджетов 2005 года. При этом чиновники помогают согласовать отдельные базовые показатели расходных обязательств и рассчитать средства, требующиеся для их обеспечения.
Местные бюджеты рассматриваются при участии руководителей муниципальных образований и руководителей финансовых органов. Основная цель такого взаимодействия - обеспечить минимально необходимые расходы, а не те расходы, которые руководители муниципалитетов, хотели бы видеть в своих бюджетах. Например, оплата труда работников областного аппарата и еще 14 муниципалитетов рассчитана, исходя из МРОТ в размере 450 рублей. А три муниципальных образования Мурманской области заложили в свои бюджеты расходы на оплату труда аппарата управления, исходя из МРОТ в 720 рублей. Это их право, но тогда и обеспечивать повышенные расходы местные власти должны самостоятельно. А вот расходные обязательства тех муниципальных образований, на территории которых реализуются региональные инвестиционные программы, департамент финансов предложил увеличить, чтобы местные органы власти получили возможность долевого участия в них.
Конкретный объем дотации по обеспечению сбалансированности каждого местного бюджета будет установлен после определения общей суммы средств, необходимых для сбалансированности бюджетов всех муниципальных образований региона, по единой для всех формуле. После чего вопрос будет передан на рассмотрение и утверждение в Мурманскую областную Думу.
Это лишь первый шаг на пути к созданию сбалансированной бюджетной системы в регионе. В областном правительстве поддерживают предложения Минфина РФ по расширению прав региональных властей влиять на распределение ресурсов между муниципалитетами. Губернатор Юрий Евдокимов подчеркивает, что дополнительные возможности, предоставленные субъекту Федерации, будут использоваться только для развития и с учетом желания самих МО увеличивать собственные доходы.