С вице-губернатором Михаилом Осеевским, отвечающим в правительстве Санкт-Петербурга за экономический блок, мы встретились после того, как ЗакСом почти на "ура" был принят в первом чтении проект бюджета на 2006 год и уже прошли многочисленные пресс-конференции по случаю двухлетнего срока работы городского правительства под руководством Валентины Матвиенко.
- Наверное, горожане, которые смотрят телевизор, слушают радио или читают газеты, твердо усвоили, что бюджет на 2006 год - это бюджет развития, это "прорыв". Даже депутаты довольны. Отчего такое ликование? Ведь доходы и расходы растут уже на протяжении нескольких лет...
- Растут. Если графически посмотреть, то именно в последние годы они растут почти линейно. Понятно, что после 1998 года в течение 2-3 лет рост был обеспечен слабым рублем. В последние годы экономика развивается, как и положено, в первую очередь за счет инвестиций. Так что и город вынужден постоянно вкладывать деньги в инфраструктуру. И чем больше денег, тем больше вероятность привлечения новых инвесторов в экономику. Когда мы называем бюджет 2006 года бюджетом развития, то как раз это в первую очередь и имеем в виду. Сам город, в котором живет 4,5 млн человек, тоже должен развиваться. Для строительства нового жилья также надо подготовить соответствующую территорию. В проекте бюджета все это и предусмотрено. В нем вы увидите перспективы развития метрополитена, транспортных развязок, электроэнергетики, теплоэнергетики... Все, что касается капитальных расходов, сконцентрировано в Адресной инвестиционной программе, на которую запланировано около 30 миллиардов рублей. Но самой крупной статьей расходов городского бюджета является заработная плата бюджетников (врачей, учителей, работников культуры, социальной сферы), которая ежегодно растет, а в 2006-м на нее выделено 42 млрд рублей (на 20% больше, чем в 2005-м). Это приличные деньги.
- Но инфляция их опять "съест"...
- Зарплата бюджетников в Петербурге растет быстрее.
- В одном телевизионном ток-шоу прозвучал упрек в адрес российского правительства - мол, думает оно только о сегодняшнем дне, не утруждая себя сравнениями имеющихся экономических показателей с предыдущими годами, не ставит стратегических задач на будущее. В этом смысле Смольный порой даже чересчур увлекается сравнениями с 2003-м или программами вплоть до 2020 года...
- Все относительно в этом мире. Людям свойственно сравнивать.
- А почему российское правительство этим свойством не отличается?
- О-о-о... Надо нас поменять местами!
- Понятно. В октябре вам пришлось отстаивать в ЗакСе изменения в единый налог на вмененный доход ; особенно возражал депутат Михаил Амосов. Почему такие преференции даны рекламному бизнесу? Не слишком ли мал для него коэффициент К2?
- Когда депутаты, в том числе и Михаил Иванович Амосов, в июне 2003 года приняли этот закон , они дружно установили коэффициент К2 равным единице. Когда наше правительство начало работать осенью 2003-го, то к нам с воплями и криками побежал малый бизнес, называя депутатов кто как может... И нам пришлось, как говорится, на марше, очень быстро заняться коррекцией этого налога. По многим видам деятельности мы очень прилично его снизили, например, для торговли хлебом, молоком - до 0,2... До сих пор реклама не подпадала под единый налог на вмененный доход. Мы почти год разбирались с рекламной экономикой, очень непростой, надо сказать. В качестве базы здесь применяется площадь рекламного носителя. Так вот, владельцем рекламного щита может быть одно юридическое лицо, а саму рекламную деятельность осуществляет другое юридическое лицо. Мы посмотрели вместе с налоговой службой и представителями этого бизнеса объем декларируемых ими доходов. Мы выбрали такую оптимальную модель, которая позволит реально собрать налог, приемлемый для бизнеса, пусть и без удовольствия с его стороны. А дальше посмотрим полгода, год - что получится, и поправим, если нужно. Самое главное - не делать резких движений. У нас должно быть как у хирургов: главное - не навредить...
- Реальна ли перспектива появления технопарков в Петербурге? Кстати, представители СПбГУ ИТМО, таких предприятий, как "Светлана", считают, что на самом деле в нашем городе давно работают технопарки...
- Справедливо считают. Но тут есть гносеологические проблемы - кто как и что называет. Я понимаю технопарк как некий комплекс зданий, в котором расположены компании, в основном специализирующиеся либо на разработках, либо на производстве продукции с высокой долей научных исследований и инноваций. Схожие модели есть на "Светлане", в ИТМО, на других площадках. Появились и новые проекты: например, на базе Университета связи имени Бонч-Бруевича создается ИТ-парк, где будет и офисный центр на 5 тысяч сотрудников, здесь люди будут и жить, и работать...
- Силиконовая долина в Петербурге?
- Нет, не Силиконовая долина. Там в основном будут разработчики программного обеспечения. А вот то, чем мы занимаемся вместе с Минэкономразвития в рамках особых экономических зон, это как раз ближе к той модели, которая существует в Финляндии. Там будут в основном компании, которые занимаются разработкой в области микроэлектроники, биотехнологий... Думаю, что у Петербурга неплохие шансы в федеральном конкурсе, потому что мы заранее подготовили инженерные территории в Нойдорфе и в районе Ново-Орловского лесопарка.
Если по промышленным зонам не знаю, там большая конкуренция, то вот насчет технико-внедренческих зон сомнений практически нет: они должны быть и будут в Петербурге. И у нас объективно хорошие предпосылки не только благодаря подготовленным территориям, но и потому, что этот кластер давно и успешно развивается - много университетов, много отличных специалистов... А с финской компанией "Технополис" мы подписали соглашение еще во время открытия компании "Элкатек".
- Если Петербургу не удастся выиграть федеральный конкурс по промышленно-производственным зонам, что тогда?
Для промышленных инвестиций налоговые преференции приятны, но не являются определяющими. Более важны комфортные условия работы на данной территории, когда бизнесу не вставляют палки в колеса, когда он решает свои проблемы быстро и цивилизованно, когда нормально работают механизмы взаимодействия с властью. Мы специально для работы с новыми проектами создали Агентство промышленных инвестиций, ведущее инвестора "под ключ" - с момента принятия решения о реализации проекта до запуска. Региону важно иметь хорошую логистику, в этом смысле Петербург тоже привлекателен - у нас есть порт, есть рабочая сила, хотя вот здесь начались проблемы. А налоговые льготы рассматриваются бизнесом уже после вышеназванного, да и уровень налогообложения у нас вполне низкий. Собственно, какими налогами субъект федерации может распоряжаться? Только налогами на прибыль, на имущество, на землю. Так что самое главное в этом конкурсе - инженерная готовность территорий.
- В представлении многих горожан отечественная промышленность, которой гордился еще Ленинград - машиностроение, радиоэлектроника, судостроение, - умерла. А от правительства Санкт-Петербурга только и слышно: "Да здравствует "Сименс", да здравствует "Тойота" и прочие иностранные компании"! -
Это не так. "Тойота", "Сименс" и другие - это новый кластер в питерской экономике. Но город в первую очередь живет тем, что отцы и деды создали. Петербург остается лидером гражданского и военного судостроения в России, у нас крупнейшие верфи, мощные КБ. "Адмиралтейские верфи" выпускают подводные лодки на экспорт, их продают в Китай, Индию. На Балтийском заводе строятся ледоколы. "Северная верфь" строит надводные суда для нашего флота и на экспорт. Работой загружены все петербургские конструкторские бюро. Просто журналисты об этом не рассказывают, вот и создается впечатление, будто прежние отрасли еле теплятся или исчезли... Что касается энергомашиностроения, то в Петербурге расположены основные российские предприятия этой отрасли: входящие в концерн "Силовые машины" ЛМЗ, "Электросила" и многие другие.
- Вы либерал в экономике?
- Я сторонник рыночных отношений в тех секторах экономики, где это возможно, и сторонник жесткого присутствия государства в тех секторах, где сегодня нецелесообразно присутствие частного капитала. Например, год назад была дискуссия об акционировании "Водоканала". Моя позиция - не трогать эту отрасль, потому что создать конкуренцию здесь практически невозможно. И задача государства - быть эффективным собственником. Оно, возможно, будет не таким эффективным, как частный бизнес, но частная монополия так же плоха, как и государственная.
Это вечная дилемма: что лучше - частная компания или государственная? Государственная компания может быть не столь эффективной с точки зрения менеджмента. Но там, где можно создать конкурентную среду, - это все же нужно делать. То есть в экономике мы проводим либеральную политик, а финансовая политика у нас консервативная.
- Но все же где пределы частной собственности?
- Инфраструктура (дороги, метрополитен) на данном этапе должна быть в основном государственной, так как кроме государства в нее пока никто не спешит вкладывать деньги.
- А ЖКХ?
- Чем в нем меньше государства, тем лучше! Самое необходимое здесь - создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). А тяжело реформа идет почему? Потому что за 70 лет у людей выработалось убеждение, что проблему должен решить кто-то, какой-то дядя. Есть, правда, ветхие и аварийные дома, тут ТСЖ невозможно. И поэтому правительство реализует программу по переселению из таких домов в новые квартиры.
- Вы были топ-менеджером в бизнесе, теперь, по сути, работаете топ-менеджером в правительстве. Где проще?
- Конечно, в бизнесе! В бизнесе все персонифицировано, все работают на конкретный результат, который выражается в деньгах. Топ-менеджер в бизнесе может позволить себе и на риск пойти. А в государственной структуре есть система сдержек и противовесов - во избежание больших ошибок. Поэтому конструкция кажется иногда не очень поворотливой, но она защищает от больших проколов. Что очень важно в многомиллионном городе.
- И вам все еще интересно?
- Ну мы же пишем интервью?..
Досье "Спб Курьера"
Михаил Осеевский родился в Ленинграде в 1960 году, выпускник Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина. Был заместителем управляющего, затем управляющим Санкт-Петербургской валютной биржи в 1993-1999 годах, первым заместителем председателя правления "Промышленно-строительного банка". В правительство Санкт-Петербурга пришел вместе с губернатором Валентиной Матвиенко в октябре 2003 года.
Людмила Тимофеева