Юридические статьи

Линия взаимодействия



Россия в 2005 году, спустя 18 лет, вновь стала крупнейшим внешнеторговым партнером Финляндии, оттеснив с этой позиции Германию. Этот успех радует, но в первую очередь связан с увеличением экспорта российского сырья, прежде всего нефти и нефтепродуктов. Доля же готовых товаров в поставках из России падает. Возможно ли переломить эту тенденцию?

Что для этого необходимо предпринять? На эти и другие вопросы мы попросили ответить торгового представителя России в Финляндии Валерия Шлямина

- Объем торговли между нашими странами в последние годы растет заметно быстрее, чем развивается торговля Финляндии с другими государствами. В 2005 году объем товарооборота России и Финляндии, по экспертным оценкам, приблизится к $14,5 млрд. Но, действительно, российский экспорт в Финляндию имеет преимущественно сырьевую структуру - на долю сырья приходится больше 89% поставок из России, а из них две трети составляют топливо и энергоносители.

Продукция отечественного машиностроения пробивается на узкий и чрезвычайно требовательный рынок Финляндии с большим трудом. Доля машин и оборудования в российском экспорте составляет менее 1,5%, что, впрочем, характерно для нашей торговли не только с Финляндией.

- Валерий Александрович, на ваш взгляд, какие направления сотрудничества наших стран помогут улучшить структуру торговли?

- Вряд ли следует ожидать чуда в ближайшее время. Изменить сложившуюся структуру торговли можно будет путем все более активного взаимопроникновения национальных экономик и производственной кооперации в различных ее формах.

Безусловно, серьезные резервы скрыты в том, что наши страны являются соседями. Принимая во внимание начавшийся процесс формирования единого экономического пространства на Севере Европы, Россия и Финляндии наверняка будут развивать приграничное экономическое сотрудничество сопредельных регионов не только торговлей товарами, но и, прежде всего, услугами.

К наиболее актуальным направлениям и формам сотрудничества, способным дать эффект для развития несырьевого экспорта из России в Финляндию, могли бы быть отнесены:

- сотрудничество в сфере высоких технологий, учитывающее опыт Финляндии по формированию научно-производственных структур (технополисы, технопарки) и имеющиеся российские наработки, с целью создания конкурентоспособной продукции и предоставления научно-технических услуг. Как известно, у нас в стране создаются Особые экономические зоны (ОЭЗ), и финские фирмы приглашены для участия в этих проектах;

- сотрудничество в сфере транспорта, транспортной инфраструктуры и логистики (включая вопросы скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки, безопасности морского судоходства, строительства современных систем трубопроводного транспорта и транзитно-таможенной инфраструктуры);

- производственная кооперация, в том числе на основе субконтрактинга, в таких отраслях, как судостроение, в частности, постройка судов арктического класса, производство оборудования для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности; в электронной промышленности (с акцентом на сотрудничество на сопредельных приграничных территориях);

- инвестиционное сотрудничество, в том числе в лесопромышленном комплексе России с целью перехода на более интенсивные технологии лесопользования, а также обеспечения производства целлюлозно-бумажной продукции и продукции лесообрабатывающей отрасли с высокой добавленной стоимостью.

Реализация названных направлений сотрудничества требует выработки стратегии экономического взаимодействия стран. Нашим Торгпредством внесены соответствующие предложения федеральному центру. Мы полагаем, что намеченные на апрель 2006 года «Дни российской экономики в Финляндии» послужат мощным импульсом для продвижения новых направлений нашего взаимодействия на среднесрочный период.

- В июле - декабре 2006 года Финляндия будет председательствовать в Евросоюзе. Как предполагается использовать этот период для укрепления экономического сотрудничества России с ЕС?

- Среди приоритетных вопросов повестки дня председательства Финляндии в ЕС во второй половине 2006 года, касающихся отношений Россия - ЕС, финляндской стороной планируется обсуждение перспектив «Северного измерения» ЕС и будущего договорно-правовой базы партнерства Россия - ЕС после истечения срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (СПС).

Финляндия полна решимости придать новый импульс «СИ» в период своего председательства в ЕС. Российская Федерация заинтересована в продолжении реализации программы «СИ» с целью продвижения своих собственных стратегических интересов. В последнее время много говорилось об успехах в реализации природоохранного партнерства «Северного измерения», в частности, на примере конкретного проекта - Юго-Западных водоочистных сооружений Петербурга. Вступление в силу Киотского протокола дает возможность Евросоюзу и России продолжать сотрудничество в экологической сфере на новом уровне, в форме реализации так называемых проектов совместного осуществления, направленных на повышение энергоэффективности промышленного производства и сокращение выбросов парниковых газов , более широкое применение биоэнергии и других возобновляемых источников энергии.

Однако при всей значимости для России проектов в области экологии, энергетики, транспорта Россия заинтересована в развитии в Северо-Западном регионе высокотехнологичных производств с акцентом на промышленное сотрудничество, технологическую и промышленную кооперацию, создание технопарков, укрепление малого и среднего бизнеса и улучшение условий деловой активности.

Причем все эти коллективные действия в рамках «Северного измерения» можно было бы строить на основе партнерств в конкретных областях сотрудничества по апробированным принципам и схемам природоохранного партнерства «СИ»: конкретность, адресность, гарантированное финансирование, привлечение к участию международных финансовых институтов, адекватная управленческая поддержка, равноправное участие и коллективная ответственность вовлеченных стран и организаций в деле определения приоритетных областей сотрудничества и отбора конкретных проектов.

Ожидаем совместное с финляндской стороной обсуждение и подготовку III Плана действий по «Северному измерению» на 2007-2009 гг., в котором ЕС будет рассматривать Россию как равноправного участника «СИ» и стратегического партнера Европейского союза. На наш взгляд, в интересах всей Северной Европы было бы целесообразно обсудить возможность использования в «СИ» интеллектуальных и финансовых ресурсов Совета государств Балтийского моря и Совета Баренцева/Евро-Арктического региона, того позитивного опыта, который накоплен за 12 лет с момента создания этих организаций.

Новым моментом в отношениях России и ЕС становится «фактор 2007 года» (структурные преобразования в ЕС и их влияние на отношения Россия - ЕС, истечение в декабре 2007 г. десятилетнего срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, принятие в ЕС новых членов, вступление России в ВТО), который может внести существенные изменения в контекст отношений Россия - ЕС.

- Северо-Запад России остается для Финляндии и Евросоюза зоной особых экономических интересов. Какие выгоды мог бы извлечь из этого наш регион?

- Хотел бы отметить, что именно на Севере Европы имеются, пожалуй, наиболее обнадеживающие предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества России и Евросоюза. Здесь условия и для эффективного энергодиалога (освоение шельфа Баренцева и Карского морей; Северо-Европейский газопровод; Северный морской путь; Балтийская трубопроводная система), и для совместного неистощительного лесопользования, и для прорывов в области информационных, биомедицинских технологий, электронной промышленности и в сфере услуг.

Огромный потенциал заложен в перспективные логистические схемы Балтийского и Баренцева регионов с выходом на Транссиб. Здесь Россия может заявить о себе как о торгово-экономическом мосте между Европой и Азией, что будет способствовать привлекательному стратегическому позиционированию России в мировой экономике. Понятно, что Финляндия будет одним из активных участников многостороннего сотрудничества на Севере Европы.

Если же вернуться к двухсторонним экономическим отношениям, то стоит заметить, что в Финляндии только что родилась экономическая стратегия этой страны по отношению к России в исполнении группы авторитетных исследователей, представителей деловых кругов и политиков под эгидой фонда «Ситра». Фонд «Ситра», возглавляемый бывшим премьер-министром этой страны Эско Ахо, курируется парламентом Финляндии, и поддержка инноваций - его главная задача. В стратегии «Ситра» прямо говорится о том, что «Финляндия не может себе позволить не инвестировать в Россию».

Четыре приграничных субъекта РФ - Петербург,

Ленинградская, Мурманская области и Республика Карелия - в 2005 году будут иметь внешнеторговый оборот с Финляндией в сумме $2,5 млрд.

Уже сегодня приграничная торговля в этой зоне обеспечивает в России не менее 32 тыс. рабочих мест и не менее 8 тыс. рабочих мест в Финляндии

Беседовал Андрей Гридасов




Вернутся в раздел Юридические статьи