Юридические статьи

Дорожная карта Поправки в правила дорожного движения запрещают "Газелям" двигаться в левом ряду, а всем автомобилистам парковаться на тротуарах



Утвержденные правительством в конце сентября поправки в правила дорожного движения вступают в действие с 1 января 2004 года. "Наша система управления безопасностью дорожного движения архаична", - заявил на пресс-конференции Александр Колик, заместитель министра транспорта России, руководитель службы автомобильного и городского пассажирского транспорта. По его словам, правила нуждаются в постоянном совершенствовании. Согласно вступающим в действие с Нового года поправкам, запрещается парковка на тротуарах, "Газелям" будет запрещено двигаться в крайнем левом ряду, а при объезде ямок нужно будет подавать сигнал поворотником.

Согласно постановлению № 525 правительства России от 25 сентября 2003 года, "в целях повышения пропускной способности улично-дорожной сети городов и уменьшения заторовых ситуаций" грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонны будет запрещено занимать крайнюю левую полосу. Известно, что прежняя редакция ПДД предусматривала аналогичную норму для грузовиков с максимальной массой более 3,5 тонны.

- Запрет грузовикам, выражаясь на бытовом уровне, "типа "Газели", передвигаться в левом ряду - это требование жизни, - разъяснил новую норму Александр Колик. - Это вполне понятная мера, так как необходимо снизить опасность выезда этих машин на встречную полосу, что неоднократно случалось: "Газели" у нас вечно спешат, ведь им "нужно работать". В результате происходят лобовые столкновения, а в таких авариях в России люди почти всегда погибают.

Кроме того, новая редакция ПДД направлена на облегчение понимания водителем отдельных положений правил. В частности, даны новые определения терминов "Автопоезд", "Опасность для движения" и "Перестроение". Необходимость конкретизации, в частности, "опасности для движения" обусловлена тем, что это позволит ГИБДД исключать возникновение конфликтных ситуаций при разборе ДТП. Раньше в правилах лишь говорилось, что "при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". Термин "перестроение" также нуждался в трактовке, так как некоторые водители "не считают нужным подавать сигнал поворота при перестроении в пределах одной размеченной полосы движения, например при объезде выбоины".

Кроме того, используемые в правилах термины "остановочный пункт", "остановка", "посадочная площадка" заменены единым термином "место остановки", что соответствует дорожным знакам.

Позаботились и о безопасности пешеходов. Нововведение в пункте правил, касающееся использования тротуара для остановки и стоянки автомобилей, с 1 января запрещает эти действия, если такая постановка на стоянку не определена соответствующими дорожными знаками и разметкой. Прежняя формулировка этого пункта - "если это не создает препятствия для движения пешеходов" - позволяла субъективно оценивать возможности парковки на тротуаре и не соответствовала международной практике.

Одно из ключевых изменений коснулось обязанности водителей предоставлять свое транспортное средство определенным категориям лиц. Новая редакция этого подпункта ПДД уточняет перечень представителей служб, которые могут использовать частный автотранспорт в установленных законом случаях.

- В законе "О милиции" четко прописано, что работник милиции имеет право воспользоваться частным автотранспортным средством, - сказал "Известиям" Петр Лаврентьев, руководитель Управления безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте. - Причем он может сделать это даже с правом высадки водителя. В остальных законах - "Об органах ФСБ", "О госохране" - такого права нет. Но случись что, у милиции не предусмотрено никакого возмещения ущерба владельцу. Милиционер имеет право вас остановить, высадить и, если ему нужно, поехать. Но как с ним потом судиться, нигде не написано.

По мнению Лаврентьева, у автовладельцев могут возникнуть затруднения, если их гражданская ответственность застрахована, а сотрудник МВД при использовании их машины попал в ДТП.

- Ведь написано, что страховые выплаты осуществляются только в том случае, если лицо, сидевшее за рулем, внесено в страховой полис, - заявил "Известиям" Петр Лаврентьев. - Я на эту тему разговаривал с представителями ГИБДД. Они сказали, что готовят документ: "Мы народу объясним, как будем пользоваться вашими автомобилями".

- В прошлом году Россия потеряла на дорогах 33 тысячи своих сограждан, - заявил "Известиям" Александр Колик, заместитель министра транспорта России, руководитель службы автомобильного и городского пассажирского транспорта. - В течение 8 месяцев текущего года наблюдается рост количества погибших. Дело в том, что наше общество оказалось не готово принять столь высокие темпы автомобилизации. Наша система управления безопасностью дорожного движения архаична. Она зародилась очень давно и, к сожалению, мало меняется. Поэтому, чтобы какие-либо новые изменения заработали, общество должно относиться к этому с пониманием.

Роман Кириллов




Вернутся в раздел Юридические статьи