Около полугода Федеральная антимонопольная служба по Санкт-Петербургу и Ленинградской области рассматривала дело о законности постановления правительства города «О проведении эксперимента по созданию условий для организации управления объектами жилого и нежилого фонда в Адмиралтейском районе» . Рассмотрение наконец завершено. Постановление признано незаконным. Несколько месяцев назад это решение антимонопольной службы вызвало бы удовлетворение: мол, есть еще государственные структуры, которые стоят на страже закона. Сегодня оно вызывает лишь недоумение.
Историю этого коммунального эксперимента наши читатели, очевидно, помнят. «Санкт-Петербургские ведомости» неоднократно об этом рассказывали: как говорится, держали руку на пульсе.
А пульс бился ритмично. Немецкому концерну «Питер Дуссманн» было передано в доверительное управление несколько кварталов старой Коломны: 104 здания, 153 тысячи квадратных метров жилых и нежилых площадей.
Почему именно «Дуссманну»? Да потому, что материнская компания, известная в Германии как владелец гигантского магазина, посулила весомое вложение в ремонт квартала — около 2 миллионов евро. Власти решили создать «Дуссманну» условия, при которых его становление как управляющей фирмы произойдет максимально быстро. Проблема состояла в том, что, в соответствии с законодательством, право выбирать управляющую компанию принадлежит товариществу собственников жилья (ТСЖ) конкретного дома. А ТСЖ к моменту начала эксперимента не было ни в одном из 104 домов. Решение организационных задач город возложил на «Дуссманна». Фирма получила от КУГИ доверенность на право голосовать на собраниях жителей от имени города. Ведь в этих домах городу принадлежит изрядное количество площадей: до 70 процентов. Это обстоятельство во многих случаях делало процедуру голосования пустой формальностью. В общем, «Дуссманн» руками своего подразделения — фонда «Единство» — собирает собрание и в одночасье и ТСЖ создает, и сам за себя голосует, и сразу же инициирует подписание договора с собой на доверительное управление.
Уже тогда, в прошлом году, особые условия для «Дуссманна» стали темой ряда публикаций в «Санкт-Петербургских ведомостях». Газета рассказывала, что жители многих домов возмущены тем, что им отвели роль статистов в этом коммунальном эксперименте, отказав в возможности иметь хоть какой-то выбор. Люди сопротивлялись, целыми домами «держали оборону», обращались в судебные инстанции.
Тогда, в момент особого накала страстей, все мы ожидали, что антимонопольная служба скажет свое слово. Но она молчала.
Сегодня ситуация устоялась. Часть домов так и не признала власть «Дуссманна», выбрав иной путь своего коммунального развития. Другая часть привыкла к немецкой фирме как к управленцу. Сам «Дуссманн» накопил изрядный опыт работы с населением. Срок коммунального эксперимента истекает, уступая место будничной работе. Этот момент и выбран для решения ФАС о признании постановления городского правительства № 1788 противоречащим антимонопольному законодательству. Уважаемая антимонопольная служба предписывает правительству отменить это постановление до 20 января, в то время как 1 января оно и без того фактически прекращает свое действие. Похоже, решение ФАС ни малейшего практического значения не имеет.
— Речь не идет о том, чтобы сейчас расторгать те договоры с «Дуссманном», которые уже заключены, — говорит сотрудник ФАС по Санкт-Петербургу и области Елена Котелкина. — Важно, чтобы правительство города впредь создавало одинаковые условия для всех фирм, работающих на рынке коммунальных услуг. А в данном случае имели место очевидные льготы. К примеру, льготное предоставление помещений для проведения собраний фонду «Единство», действующему в интересах «Дуссманна» и являющемуся его подразделением...
Воистину решение ФАС — соломоново: и активность свою продемонстрировали, и интересов ничьих не задели. Вот что значит правильно выбрать время.
— Мы не считаем, что решение ФАС имеет к нам отношение, — считает генеральный директор питерского «Дуссманна» Александр Володьков. — К эксперименту у нас иное отношение. Ведь в прошлом году в коммунальной сфере никакой конкуренции среди управляющих компаний вообще не было. Следовательно, правила конкуренции мы просто-напросто не могли нарушить. Да и вообще мы были локомотивом для создания рынка коммунальных услуг. Мы первые начали обслуживать старое жилье.
«Питер Дуссманн», заволновавшийся было, когда ФАС только начала рассмотрение этого дела, сегодня успокоился, узнав, что решение не влечет за собой никаких перемен. Продолжается его рост, развивается бизнес.
Сегодня «Дуссманн» обслуживает 76 из 104 домов, угодивших в зону эксперимента. Остальные дома так и не согласились быть управляемыми немецкой фирмой, остались в ведении коммунальных структур района. Зато фирма шагнула за границу отведенной ей территории, взяв в доверительное управление еще около сотни домов в Адмиралтейском районе.
К тому же руководство еще нескольких районов выразило согласие сотрудничать с «Дуссманном». Иными словами, эксперимент может быть продолжен на территории других районов, где «Питеру Дуссманну» тоже «выделят» квартал приложения его сил. И процесс начнется вновь: собрание жильцов, создание ТСЖ, подписание договора... Ведь решение ФАС не прояснило, кто и как должен проводить собрания, инициировать создание ТСЖ, приглашение фирм, стремящихся стать управляющими, и заключение договоров с теми, кому члены ТСЖ поверили. Ни городские, ни районные власти возиться со сбором людей не хотят: хлопотно и дорого. А это означает, что всем этим будет заниматься сама фирма. И, естественно, в своих интересах. А в чьих еще интересах ей действовать?
В начале января в городском жилищном комитете и в Смольном будут подводить итоги адмиралтейского эксперимента. Конечно, прозвучит, что город сделал для «Дуссманна» все, чтобы эксперимент принес только положительные результаты. И, возможно, «Дуссманн» не найдет в себе сил возразить: действительно, даже законодательство ради него нарушили.
А возразить есть что. В реальности эксперимент принес больше проблем, нежели положительных результатов. Положительное начинается и заканчивается там, куда вложены немецкие средства: там и ремонт парадных, и кое-какое благоустройство, и фрагментарная замена прогнивших коммуникаций. В остальном сплошные проблемы. Спешно создавая ТСЖ, «Дуссманн» получил некие образования, которые, строго говоря, и ТСЖ-то назвать нельзя: нет банковских счетов, не везде избраны председатели... Из-за этого управляющая компания лишена возможности рассчитывать на жилищные субсидии, которые перечисляются из городского бюджета. На счет самой фирмы, как этого желал бы «Дуссманн», город деньги перечислять не имеет права и не будет — только ТСЖ.
Еще один финансовый провал: город так и не дал управляющим компаниям права распоряжаться средствами от аренды нежилых помещений, как планировалось. Соответствующие проекты уже около года гуляют по кабинетам.
В общем, с одной стороны — неправедные льготы, с другой — отсутствие реальных условий для развития «коммунального» бизнеса, и не только бизнеса «Дуссманна». Может быть, это и есть главный урок? Гораздо легче в виде эксперимента создать льготные условия для одной фирмы, нежели принять политические решения, в результате которых рынок коммунальных услуг станет привлекательным для бизнеса. Чтобы у дверей каждого ТСЖ стояла очередь из фирм, желающих его обслуживать.
Наталья Орлова