Состоялись общественные слушания по проекту строительства завода сжигания осадка Юго-Западных очистных сооружений (ЗСО ЮЗОС)
Слушания проходили в соответствии с законом Петербурга "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности" . Также в соответствии с этим законом "Водоканал" через СМИ публично информировал население о ходе работ, в общей сложности было опубликовано 12 информационных материалов.
Директор филиала "Левобережный" ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Михаил Пробирский, технический директор инижиниринговой компании ООО "Технопром" Николай Степаненко и Вениамин Худолей, доктор медицинских наук, профессор, директор Центра независимых экологических экспертиз СПб НЦ РАН, рассказали собравшимся, среди которых было немало представителей различных экологических организаций, о проекте, предельно информативно осветив его с различных точек зрения.
Нет стоков - нет проблемы
До 1978 г. проблемы утилизации осадка в нашем городе просто не существовало - стоки мегаполиса без какой-либо очистки сбрасывались в Финский залив. Не было очистки - не было и осадка, не было и проблемы его утилизации. Впервые о ней заговорили с появлением очистных сооружений Центральной станции аэрации (ЦСА). В те годы сколько-нибудь крупных очистных сооружений еще не существовало, не было и опыта их эксплуатации. Принятая на ЦСА технология сушки осадка, при которой его огромные массы (около 1200 кубометров в день) подсушивались в печах и вывозились на полигоны, оказалась не самой удачной, и проект не смогли спасти даже несколько этапов модернизации - в конце концов он был признан неприемлемым для Петербурга и закрыт. Камнем преткновения стала недостаточная степень газоочистки, а также необходимость отводить под полигоны захоронения осадка все новые и новые пригородные земли, до 80 га в год.
Уже тогда всем было понятно, что вечно так продолжаться не может, и поиск путей утилизации осадка не прекращался. Даже рассматривался вопрос, запускать ли вторую очередь очистных сооружений до того, как будет найдено решение проблемы осадка... В начале 90-х гг. все же было принято решение о строительстве заводов сжигания осадка, без которых мегаполис не мог решить проблему ежедневной очистки почти 3 млн кубометров стоков. В 1997 г. на ЦСА был построен первый такой завод. На смену десяткам тяжелых КамАЗов, ежесуточно вывозивших осадок, пришло лишь несколько машин. Они перевозят всего 60-70 тонн обезвреженной золы, где соли тяжелых металлов после термической обработки оказываются в связанном состоянии, а сама она является веществом четвертой, близкой к минимально возможной, степени опасности. Но, разумеется, идеальным выходом стала бы полностью безотходная технология, при которой зола служила бы либо конструкционным материалом, либо составляющим другого товарного продукта. Такие технологии существуют (например, в кирпичном производстве, при рекультивации тех же полигонов, изготовлении пенобетона или фосфатных удобрений...) и работа продолжается.
Что же будет?
Новый комплекс, который по контракту будет строить известная во всем мире немецкая фирма "Бамаг", будет не только экологичнее, но и экономичнее прежнего, что, в свою очередь, поможет сдержать темпы роста тарифов "Водоканала". Причем применяемые ей западные технологии и инженерные решения прошли специальную экспертизу на соответствие российским нормам и требованиям.
В двух печах завода, расположенных в непосредственной близости от места сушки осадка, его может ежедневно сжигаться до 75 т при температуре 800-900 градусов, а каждая из двух независимых линий завода, помимо печей, состоит из системы глубокой газоочистки и котла, пар высокого давления из которого подается на общий паровой турбогенератор, вырабатывающий электроэнергию (его мощность - 4000 кВт, напряжение - 10 кВ, частота - 50 Гц). Размер печи позволяет обеспечить минимальное время удержания дымовых газов в течении 3 сек. при температуре 850 градусов. Такой режим признан оптимальным с точки зрения нейтрализации диоксинов.
Печи полностью автоматизированы и снабжены системой аварийного самоотключения, при котором также отключается система подачи осадка и горючего газа. В случае полного отключения электроэнергии запускается аварийный дизель-генератор, обеспечивающий необходимой мощностью процедуры безопасного отключения завода, включая и аварийные душевые для персонала. Помимо развитой системы газоочистки каждая дымовая труба снабжена датчиками параметров выбрасываемых газов, включая инфракрасный спектрометр, а также глушителем для снижения уровня шума выброса. Собственной системы канализации завод не имеет, все водостоки поступают в общую систему очистных сооружений.
По мнению Николая Степаненко, новый завод будет заводом самых современных мировых технологий, если и не лучшим в мире, то ничем не уступающим лучшим из них.
Экология - это святое
Особое внимание присутствующих было обращено на экологические аспекты проекта, которые всесторонне анализировали сразу 15 групп экспертов. Они признали общую экологическую ситуацию в Красносельском районе Петербурга "достаточно сложной", в первую очередь в силу значительных автомобильных потоков и промышленных выбросов, а также, в меньшей степени, - авиатрасс, проходящих над ним.
Основные выводы экспертов были следующими: дополнительного землеотведения строительство завода не требует, поскольку площадь ЮЗОС, на территории которых будет строиться завод, составляет 72 га, в то время как сам завод имеет форму куба со стороной всего 40 метров. Не окажет завод влияния и на системы водоотведения и водоснабжения. Влияние завода на приземный слой атмосферы в районе жилых домов незначительно и не превышает 0,1 предельно допустимой концентрации вредных веществ. Суммарные предельные выбросы по всем веществам незначительны и составляют около 1 кг на тонну перерабатываемого сухого вещества. Оборудование завода не относится к потенциально аварийноопасному, на котором могут возникнуть значимые воздействия на атмосферу. Тем не менее анализ двух разработанных сценариев потенциальных аварий показал отсутствие воздействия на атмосферу и в этих случаях.
Даже с учетом уже упомянутого существующего фонового загрязнения воздействие завода не приведет к ухудшению качества воздуха. Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ), определенной правилами величиной в 500 м, проектом предусмотрена в размере 1000 м и будет благоустроена. Шум на всей территории завода и на границах СЗЗ в пределах нормативов звукового загрязнения. Относительные уровни загрязнения ниже уровней предельно допустимых концентраций (ПДК). Например, максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ составляют менее 0,1 ПДК. Также и три смоделированных сценария аварийных ситуаций показали, что максимальная приземная концентрация азота не превышает 0,1 ПДК. Таким образом, прилегающие к заводу жилые зоны не попадают в категорию зоны экологического риска.Борьбы не получилось
Вопросы и выступления сколько-нибудь значимыми не были и касались в основном уточнения отдельных деталей проекта. Лишь представитель жителей Володарки поднял в принципе справедливый, но не находящийся в ведении "Водоканала" вопрос. Речь шла о том, что жители района, где строится очень нужный всему городу объект, пусть даже самый безопасный, вправе рассчитывать на некоторую компенсацию за не самое приятное соседство. Володарка же, по его словам, не имеет канализации, не газифицирована, недостаточно благоустроена... Тем более что еще при строительстве ЮЗОС жители микрорайона просили рассмотреть возможность оборудования его системой канализации. Но с тех пор они так и не знают, в какой стадии проект канализации района, и вообще, существует ли он. Хоть вопрос и был задан не по адресу, но Михаил Пробирский пояснил, что техническая возможность канализации существует, поскольку ЮЗОС дали новые возможности развития всему Красносельскому району и юго-западу Петербурга. Но для ее реализации должен быть разработан проект детальной планировки района. Занимается ли этим кто-либо на уровне районной или городской администрации, осталось неизвестным...
Слушания завершились, не выявив хоть сколько-нибудь серьезных проблем, но до 28 декабря все желающие еще могут представить в администрацию Красносельского района свои предложения и замечания по проекту.
Михаил Журавлев