Юридические статьи

"Вымирающий транспорт



На прошлой неделе городское правительство принимало постановление о тарифной политике на 2006 год . Точно такое же решение в Смольном принимали и в ноябре прошлого года, и, в общем, реальные повышения тарифов не превысили запланированных.

Что нас ждет?

В течение года не повышалась плата за проезд в общественном транспорте (как было установлено 10 рублей с 1 января 2005 года, так и осталось), а плата за водоснабжение и канализацию оказалась даже меньше "предела": около 106 рублей в месяц с человека вместо 119 "предельных", установленных правительством в качестве ориентира.

Единственное, где "пределы" оказались нарушенными, - в области ЖКХ. Планировалось, что в нынешнем году плата за текущий ремонт и содержание жилого фонда не превысит 2 рублей 99 копеек с квадратного метра общей площади в месяц. На деле получилось, что с 1 августа 2005 года городским законом ее установили 4 рубля 54 копейки. За очистку мусоропроводов мы теперь платим по 69 коп. с метра - в то время как "предел", установленный правительством на этот год, составлял 59 коп. и так далее.

Что планируется на будущий год? Если говорить о тарифах на ЖКХ, то их повышение с 1 августа 2006 года уже запланировано законом , принятым еще летом 2005-го. Рост составит около 20%: за все жилищные услуги вместе взятые мы будем платить по 11 руб. 25 коп. с метра вместо нынешних 9 руб. 40 коп. Ну а дальше, как уже рассказывалось в "СПб Курьере", повышениями будет заниматься Федеральная служба по тарифам. Со следующего года ей даются полномочия по установлению предельных уровней тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Установить тарифы ниже "предела" в регионах смогут, выше - нет.

Касаясь оставшихся тарифов, отметим, что ключевая позиция администрации в том, что, по словам председателя Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Владимира Бланка, в течение всего года не будет повышаться плата за проезд в общественном транспорте. Хотя г-на Бланка сильно беспокоит рост цен на топливо, город, по его заявлению, все-таки "считает возможным сохранить действующие тарифы". Правда, уже известно, что повысится стоимость проезда речным транспортом на линии Ломоносов - Кронштадт (с 19 до 20 рублей), но это лишь "локальное" явление.

Если же говорить о других видах транспорта, то Владимир Бланк полагает, что тарифы пока будут "заморожены", но все же нельзя исключать их повышения. В каком случае? В случае, как выражается председатель Комитета, "превышения фактической инфляцией ее прогнозных показателей и устранения перекрестного субсидирования и дотирования какой-либо сферы из бюджета Петербурга".

Прогнозная инфляция на 2006 год, как известно - 8,5%. Вряд ли этот показатель не будет превышен - точно так же, как и соответствующий показатель (10%) на нынешний год. Ведь фактическая инфляция у нас имеет неприятную особенность отличаться от расчетной. И только в одну сторону...

Впрочем, относительно одного вида общественного транспорта - метро - можно уверенно предполагать, что его стоимость повысится. В постановлении городского правительства на 2006 год для метрополитена установлен предельный максимальный уровень тарифа 12 рублей. И вероятнее всего, этот максимум будет скоро достигнут (в Москве, заметим, проезд в метро давно уже стоит 13 рублей). Причины повышения - не только в общем росте расходов ГУП "Петербургский метрополитен", но и в сокращении его доходов.

По рецепту Ильфа и Петрова

Известно, что все последние месяцы из метрополитена вытесняют мелкорозничную торговлю . Еще в июле 2005 года на заседании городского правительства Валентина Матвиенко заявила, что следует запретить торговлю в метро, в подземных переходах у станций метрополитена и на расстоянии ближе 50 метров от станций. В сентябре эти планы обрели конкретные очертания: было приказано "изгнать торгующих", разрешив продавать в этой зоне только прессу, газеты и журналы, а также цветы. Мол, запрета торговли требует "Федеральная антитеррористическая комиссия". Да и граждане жалуются на то, что большое количество торговцев мешает им ездить в метро.

Эти аргументы могут показаться убедительными - но лишь на первый взгляд. Ведь причины тесноты в метро вовсе не в том, что там много торговых точек. Они - в абсурдной конструкции турникетов с "ежами", около которых каждые утро и вечер в часы "пик" возникает давка. В том, что постоянно оказываются закрытыми на ремонт эскалаторы практически на всех станциях метро - уже и не припомнить, когда бы они все без исключения работали, перевозя пассажиров. В том, что работники станций по своему желанию перекрывают часть дверей на станции, создавая очереди на вход в метро. Каждый, кто регулярно пользуется метрополитеном, легко укажет еще ряд причин. Если устранить их все, может быть, выяснится, что торговля в метро никому особо не мешает?

К тому же есть еще одна - и, может быть, главная - причина тесноты и толчеи в метро. Правительство города так "успешно" наладило работу наземного общественного транспорта, что он просто вымирает. Во всяком случае, именно такой вывод напрашивается, если анализировать частоту появления "государственных" автобусов, троллейбусов и трамваев, которые попадаются на улицах куда реже коммерческих автобусов и маршруток. Вот и остался метрополитен для большинства горожан практически единственным средством передвижения...

Ну а "антитеррористические требования" .вообще несерьезны. Во-первых, упоминаемая в Смольном "Федеральная антитеррористическая комиссия" не имеет никакого официального статуса, который дал бы ей право что-либо приказывать. А во-вторых - и это более существенно, - предпосылки к террористической опасности создают вовсе не торговцы. При желании спрятать взрывное устройство в "разрешенном" киоске, торгующем прессой или цветами, можно с точно таким же успехом, как в ларьке, торгующем продуктами или обувью. Но зачем? Куда более благоприятные условия для потенциальных террористов создает наблюдающееся ежедневно столпотворение около турникетов. Вот где следовало бы проявить свою активность городским властям.

Впрочем, члены правительства города вряд ли пользуются метрополитеном. Иначе они знали бы, что сейчас войти в метро утром и вечером в часы "пик" могут себе позволить только очень здоровые люди с крепкими плечами и железными мускулами. Слабые же просто не пробьются к турникетам, которые к тому же сделаны по известному рецепту Ильфа и Петрова: один легковооруженный воин в этом проходе может без труда сдержать сорок тысяч варваров с двумя осадными башнями...

Борис Вишневский




Вернутся в раздел Юридические статьи