Юридические статьи

Точки экономического роста на карте Ленобласти



Ленинградская область намерена самым серьезным образом бороться за победу в конкурсе по определению территорий для создания особых экономических зон, проводимом Минэкономразвития РФ. Всего в России в 2006 году планируется создать 5 особых экономических зон промышленно-производственного типа, и для того, чтобы одна из них разместилась на территории нашего региона Ленинградской области, необходимо войти в "первую пятерку" среди других субъектов РФ.

На соискание будет представлена территория, расположенная в районе строительства Морского торгового порта "Усть-Луга". Близость мощного развивающегося портового комплекса должна стать отнюдь не последним фактором "за" выбор именно этой площадки для интенсивного развития промышленно-производственных компаний и предприятий.

До истечения срока подачи документов на конкурс по определению территорий для размещения особых экономических зон остается меньше месяца. В Ленинградской области вовсю кипит работа по подготовке необходимой конкурсной документации и технико-экономического обоснования реализации такого проекта. Образованы координационный Совет под председательством Губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова и рабочая группа по вопросам создания особых экономических зон.

На состоявшемся 4 октября очередном заседании координационного Совета по особым экономическим зонам Губернатор Валерий Сердюков поставил перед чиновниками областной администрации задачу сделать все возможное для победы в конкурсе. Для этого необходимо, подчеркнул Губернатор, тщательно проработать и подготовить конкурсную документацию, которая должна стать не "бюрократической отпиской", а конкурентоспособным бизнес-проектом.

Рассматривать заявки будет созданное при Министерстве экономического развития и торговли РФ федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

В настоящее время свои предложения на конкурс готовят практически все регионы России. Ленинградская область по многим параметрам является одной из наиболее подходящих территорий для реализации подобного проекта. Главное теперь - убедить в этом конкурсную комиссию. Сейчас очень важно как можно скорее подать заявку, получить комментарии от конкурсной комиссии и успеть внести в конкурсную документацию все необходимые добавления и исправления, чтобы получить высшие баллы в рейтинговой оценке региона, подчеркнул Губернатор Валерий Сердюков.

Далее на заседании координационного Совета обсуждались вопросы выбора участка для создания особой экономической зоны, о подготовке материалов для подачи заявки в Минэкономразвития РФ на конкурс. Вице-губернатор Ленобласти, председатель областного Комитета экономики Григорий Двас представил информацию о предполагаемых участках размещения особой экономической зоны. Необходимо готовить одновременно несколько вариантов предложений, во избежание столкновения с ограничениями, могущими возникнуть при различном толковании действующих нормативных актов.

В частности, требование федерального закона состоит в том, что площадка для размещения особой экономической зоны не должна превышать по площади 20 кв. км. и должна находиться в границах одного муниципального образования. Однако в законе не прописано: должно ли это быть муниципальное образование первого уровня - то есть МО городское или сельское поселение, или же муниципальное образование второго уровня - муниципальный район. Это составляет одно из методологических затруднений, которое приходится преодолевать в работе по определению границ участков, заявил Григорий Двас.

Выбранные под размещение особой экономической зоны в районе Лужской губы Финского залива земельные участки имеют следующие параметры. Один из них, площадью 19,6 кв. км, располагается на территории двух муниципалитетов первого уровня - Вистинского и Котельского поселений Кингисеппского района. Другая площадка целиком заключена в границах Вистинского МО. Ее площадь может достигать 12-13 кв. км.

При этом соблюдаются все формальные требования к участкам, такие как: отсутствие объектов и сельскохозяйственных земель, находящихся в частной собственности, и так далее. В отношении инженерно-инфраструктурной подготовки обе площадки находятся в равном положении. Каждая из них имеет свои преимущества, и документы поэтому будут готовиться сразу по двум.

Григорий Двас также сообщил, что, ввиду сжатости сроков подачи необходимых документов, определены ответственные работники во всех структурных подразделениях Правительства (и в первую очередь в Комитете экономического развития), которые поддерживают прямую консультативную связь с представителями Минэкономразвития РФ и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Комментируя ход работы по участию Ленинградской области в конкурсе, проводимом Минэкономразвитием РФ, вице-губернатор Григорий Двас отметил, что федеральный закон об особых экономических зонах не принесет в инвестиционную политику региона ничего радикально нового. По его словам, всю территорию Ленинградской области можно назвать свободной экономической зоной, поскольку инвесторы уже на протяжении 8 лет пользуются всеми правами и возможностями, которые только в 2005 году были оформлены в виде Федерального закона.

Тем не менее, участие и - тем более! - победа на конкурсе по выбору мест размещения особых экономических зон играет для экономики области важную роль. Создание в рамках федеральной программы промышленно-производственной зоны в Усть-Луге даст серьезный импульс к развитию региона, откроет дополнительные возможности для привлечения инвестиций, в том числе за счет средств федерального бюджета, которые в этом случае будут выделяться на обустройство инженерной инфраструктуры этой территории, уверен Григорий Двас.

Ожидаемым результатом "соседства" строящегося порта "Усть-Луга" и свободной экономической зоны станет серьезный синергетический импульс социально-экономического развития региона. Создание подобной зоны в Усть-Луге может привести к размещению там 30-40 новых предприятий, открытию 3-4 тыс. новых рабочих мест. Промышленно-производственная экономическая зона будет интегрирована в проект строительства морского порта "Усть-Луга" в перспективе формирования инфраструктуры, создания новых жилых поселков и рекреационной зоны и по другим аспектам, которые рассматриваются в комплексном задании на развитие территории.

Естественно, потенциальные инвесторы также в выигрыше. Статус особой экономической зоны позволяет размещенным в ней предприятиям получить определенные преимущества по таможенному режиму, регламентируя упрощенные таможенные процедуры и меняя акценты на уплату пошлин. Наибольшие экономические преимущества, по словам Григория Дваса, получат предприятия, которые используют в своих производствах импортное сырье и выпускают продукцию на экспорт.

Отвечая на вопросы журналистов по решению областного Правительства представить на соискание проект создания особой экономической зоны именно в Усть-Луге, Григорий Двас напомнил, что по положению о конкурсе каждый субъект РФ имеет право представить заявку только по одной территории. Поэтому остальные территории экономического роста Ленобласти будут развиваться на основе действующего областного законодательства.

Район Усть-Луги имеет целый ряд преимуществ по ряду показателей. Прежде всего это выгодное геоэкономическое положение и близость развивающегося мощного торгового порта "Усть-Луга". В качестве отрицательных моментов следует указать отсутствие достаточной инженерной инфраструктуры. Требуется затратить достаточно много средств на подготовку этой территории, отметил Григорий Двас. Тем не менее, шансы победить в конкурсе у Ленобласти - высоки.

Своим мнением о перспективности проекта создания свободной экономической зоны вблизи от строящегося морского порта поделился с прессой и генеральный директор ОАО "Компания "Усть-Луга" Валерий Израйлит. Он сообщил, что уже сегодня к этому проекту интерес проявляет значительное число инвесторов. В качестве примера Валерий Израйлит указал на заинтересованность китайско-сингапурского альянса, который создал Сянь-Чжоу - крупнейшую на сегодняшний день свободную экономическую зону - и сейчас прорабатывает варианты участия в создании особой экономической зоны в районе Усть-Луги.

Об экономике нового проекта Ленинградской области говорить еще рано. Однако конкретные результаты создания свободных экономических зон особенно наглядно можно видеть на примере той же Сянь-Чжоу. В 2004 году производимый здесь годовой валовой продукт составил более 6 млрд долларов, а накопительные инвестиции - более 9 млрд долларов. Валерий Израйлит высказал уверенность, что в случае принятия государством положительного решения о размещении особой экономической зоны в Усть-Луге проекты многих потенциальных инвесторов будут реализованы и сыграют серьезную роль в увеличении доходов областной казны, повышении жизненного уровня жителей Ленинградской области.

Дмитрий Холостов




Вернутся в раздел Юридические статьи