Юридические статьи

Нынче в школе первый класс... хуже института



1 апреля - это не только День смеха. Почему-то именно в этот день нередко вступают в силу новые законы, начинают действовать разные законодательные акты и распоряжения. 1 апреля 2005 года не станет исключением из правил. Так, например, в нынешнем году именно с наступлением вышеуказанной даты начинает действовать свежепринятый закон о долевом строительстве. Но сейчас речь не о нем. Согласно распоряжению городского Комитета по образованию, 1 апреля начинается прием документов поступающих в первый класс.

Как нас заверили в Комитете, ночных родительских бдений в очередях перед зданием школы не ожидается, поскольку прием будет осуществляться на протяжении 20 дней. Кроме того, согласно новым правилам, всех детей (а их около 30 тысяч) непременно зачислят в школу, коих в городе 699. Правда, по словам председателя Комитета по образованию Галины Ивановой, наибольший ажиотаж развивается вокруг 26 учебных заведений.

- С руководством этих школ мы специально совещались несколько раз. Проводили, что называется, разъяснительную работу, поэтому, надеемся, в этом году особых проблем не будет, - говорит Иванова.

Родители, впрочем, думают совсем по-другому, но об этом чуть позже. Сначала поговорим о новых правилах приема.

Зачислим всех, но в порядке живой очереди

Как уже говорилось, прием документов в первые классы начнется 1 апреля, а не 1 марта, как в прошлом году. Сделано это по двум причинам. Во-первых, Министерство образования рекомендовало начать прием документов по всей территории России в один день. Поскольку в большинстве регионов он ведется именно с первого апреля, то остальным посоветовали тоже сделать привязку к этой дате.

А во-вторых, в Петербурге в марте проходят собеседования с директорами школ, и утверждается количество первых классов. К началу апреля каждый директор уже точно знает, сколько у него первых классов и сколько детей он может принять.

По закону любые тесты, экзамены, собеседования при зачислении в первый класс запрещены. Так что недостаток знаний официально не может являться поводом для отказа принимать ребенка в школу. С другой стороны, если ребенок очень хорошо подготовлен и родители настаивают на зачислении их чада сразу же во второй класс (чтобы не отбить у него желания учиться вообще, чтобы ему не было скучно на уроках и так далее), то его могут зачислить туда только по результатам собеседования.

В новых правилах оговорено и преимущественное право при зачислении в первый класс. Что это такое? Все желающие принимаются в порядке живой очереди, однако есть три исключения. Приоритет при поступлении получают дети, живущие рядом со школой. По новым правилам, "рядом" - это в радиусе 500 метров. Если старшие братья или сестры уже учатся в этой самой школе, то у младших детей также есть преимущество при зачислении. И последний пункт: преимущественным правом пользуются выпускники дошкольной ступени, но не платных курсов при школе. Имеется в виду связка "детский сад - школа" - именно закончившие детсадовскую подготовительную группу могут рассчитывать на приоритет при поступлении.

Вооружившись новыми правилами, сотрудники Комитета призывают родителей "не гнать волну", спокойно приносить документы в течение 20 дней в ту школу, в которую они хотят устроить своего ребенка, а обо всех случаях взяток или каких-либо "просьбах о материальной помощи" со стороны администрации школы, незамедлительно им сообщать. Однако родители будущих первоклассников сильно сомневаются, что система будет работать так, как рассчитывают чиновники.

Составили списки и договорились о дежурстве

Моей крестнице в ноябре прошлого года исполнилось шесть лет. На праздник ее мама, моя приятельница, пригласила одногруппников по детскому саду. Так уж получилось, что я оказалась единственной не мамой на этом вечере, но поскольку никто об этом не знал, первый вопрос, который мне задавали родители, был: "Вы уже выбрали школу, в которую пойдете?" Услышав, что мне еще рано об этом думать, мамы теряли ко мне интерес, а я волей-неволей стала свидетельницей их оживленного разговора, в какой школе какие требования, кому что где сказали и так далее. Словом, пока дети развлекались, мамы решали вопросы их дальнейшей жизни.

Вполне естественно, что в ходе работы над этим материалом я позвонила Юле, маме моей крестнице, и попросила ее рассказать, с чем ей пришлось столкнуться в ходе выбора будущей школы. Разговор получился интересный, потому что реальность, как оказалась, несколько отличается от той картины, которую мне нарисовали накануне в Комитете по образованию.

Юля с дочерью живут в обычном спальном районе, где нет так называемых "крутых" учебных заведений, но есть неплохие простые средние школы. Матери пришлось выбирать из пяти ближайших. От идеи возить ребенка через весь город она сразу отказалась - ведь это тяжело не только ей, но и дочке.

- Я выбирала школу так, чтобы она располагалась поближе к дому и была у родителей на хорошему счету. У нас в округе их пять, но все они далеко не однозначные. В одной, ближайшей, совершенно жуткий контингент, да и директор, по словам родителей, занимается вымогательством. Причем там ситуация такая: можешь принести определенную сумму, а если таковой не располагаешь, тебе предлагают определенный фронт работ. В другой школе, по соседству, с тобой будут разговаривать только после того как выложишь 1000 долларов, и не центом меньше. При этом, говорят, директор каждый год ездит отдыхать на Канары или Сейшелы.

Я ращу ребенка одна, без мужа. Зарабатываю неплохо, но 1000 долларов для меня много. А что касается фронта добровольных работ, то мне, например, заменить несколько дверей в кабинетах или покрасить коридор, тоже нереально. Так что эти две школы отпали сразу. Кроме того, поговорив с родителями, я поняла, что туда, где все изначально измеряется только деньгами, ребенка лучше не отдавать. В этих школах даже оценки ставят за деньги, а если не платишь или начинаешь какие-то разборки устраивать, то ребенка начинают просто гноить и выживать. Зачем мне нужно травмировать ее психику, начиная с первого класса?

В третьей школе меня охранник даже на порог не пустил. А когда я объяснила, зачем мне нужно войти в школу, то услышала такое, что просто повторять неприлично. Он мне сходу заявил: "Если вы нам понравитесь и ваш ребенок нам подойдет, то тогда мы его возьмем". Сама понимаешь, что после такой встречи мне даже заходить в эту школу расхотелось.

В итоге я остановила свой выбор на школе через дорогу. Поговорила с родителями - отклики неплохие. Директор очень хорошее впечатление произвела. Познакомили с учебными планами. Мне понравилось, что нагрузка разумная - а то в некоторых школах детей загружают так, что это просто вредно для здоровья. Полный комплект учителей - такое в наше время тоже не так уж часто встречается. Еще меня подкупило, но это уже на перспективу, что у этой школы есть договоры с некоторыми институтами и университетами. В будущем, думаю, это будет плюс уже при поступлении в вуз. И еще школа достаточно хорошо оснащена технически - это тоже важно, она ведь языковая, нормальное оборудование для того же аудирования нужно. Компьютеры неплохие. В общем, школа мне понравилась. Теперь задача туда попасть.

- И как планируешь решить этот вопрос?

- Если следовать новым правилам, мы вроде как попадаем в 500 метров, но я, честно говоря, не очень уверена. Поэтому мы пошли на подготовительные курсы в эту школу, хотя нам сразу сказали, что никаких преимуществ при поступлении они не дают, но... Учителя дочку узнают, оценят ее возможности. Что бы там ни говорили, но все равно, думаю, будет немножко проще.

Кстати, хоть собеседования и запрещены, но если ребенок приходит с "улицы" и его не знают, своего рода собеседование все равно будет. Его могут попросит что-то прочитать, что-то написать, нарисовать - просто чтобы понять, как ребенок подготовлен.

К слову, о подготовленности. В школе, когда я спросила о требованиях, мне ответили, что у них не было детей, кто не умел бы писать, читать и считать. На самом деле, от них всех требуется беглый уровень чтения, счет как минимум до 20 туда и обратно, а то и до ста, нужна хорошо поставленная рука и так далее. У нас на курсах, например, было неофициальное тестирование, чтобы учителя поняли уровень подготовленности ребенка.

Второй шаг, который мы предприняли - составили список. То есть родители тех детей, кто ходит на подготовительные курсы, договорились, кто за кем идет на подачу документов. Моя дочь в этом списке под номером 34. А всего мест 47. Но ты не забывай, что первого апреля придут люди, об этом списке ничего не знающие, и пока непонятно, как они будут проходить.

И в третьих, мы договорились, чтобы сохранить эту очередь, что будем дежурить. Установили порядок, и начнем караулить у школы прямо с 30 числа. Как поведут себя те, кто придет "с улицы", не знаю, но надеюсь, до драки не дойдет.

Вообще, я очень переживаю. У меня живой пример перед глазами - дети, которые не поступили в прошлом году. Они закончили курсы, но родители принесли документы не в 8 утра, а часов в 10-11, и ребенок не попал в список зачисленных, было уже поздно.

Если моя не поступит сюда, я даже не знаю, что делать. Либо попробую поискать другую школу, хотя вряд ли уже куда-то удастся попасть, либо буду взятку давать. А что делать? Дочери в этом году семь лет исполнится.

Человек предполагает, а Бог располагает

Судя по всему, старания Комитета по образованию вряд ли увенчаются успехом. Ночные дежурства возле школы родителей будущих первоклассников все равно неизбежны. И, скорее всего, первые классы полностью укомплектуются к 11 утра первого апреля. Так что ни о каких 20 днях приема документов говорить не приходится. Можно предположить, что в этот период будет происходить просто доукомлектация там, где еще остались места.

Есть мнение, что на следующий год картина только усугубится - ведь к 2006 году все школы должны перейти на финансовую самостоятельность. И "невостребованные" останутся без средств к существованию. Вариантов у них в этом случае два: либо закрываться, либо сливаться с другой школой для создания учебного комплекса. В городе есть уже такие примеры. Наиболее раскрученный из них - скандально известная 56 гимназия. Отношение родителей к ней далеко не однозначное: от восхищенных откликов до резкого неприятия.

Однако из года в год подобных комплексов, скорее всего, будет все больше, а вот число мест для первоклассников вероятно, уменьшится, а следовательно, родительские бдения перед зданием школы станут длиннее.

Версия Натальи Григорьевой




Вернутся в раздел Юридические статьи