До конца этой недели на заводе "Форд" во Всеволожске должен быть создан трудовой арбитраж. Если менеджеры не уложатся в недельный срок (так по закону) , профсоюз завода начнет забастовку.
Заявленная акция протеста на "Форде" стала еще одной в череде подобных, которые происходят в городе и области с начала года. Первыми были рабочие завода "Coca-Cola". Потом акции протеста проводили шахтеры в Сланцах, докеры в Морском порту, моряки портового флота, рабочие "Пикалевского глинозема". О намерении бастовать заявляли профсоюзы авиадиспетчеров и локомотивных бригад железной дороги. Подобная активность рабочего класса в регионе отмечалась в 1996 -- 1997 годах. Правда, тогда профсоюзы боролись не за заработную плату, а за замораживание цен на проезд в общественном транспорте и коммунальные услуги. Сейчас профсоюзы борются только со своими работодателями.
Первый раз к забастовочным действиям профсоюз "Форда" прибег 3 ноября. Тогда на предприятии на час была остановлена работа. 350 человек из смены в 450 собрались в одном из цехов на митинг.
Требований у профсоюза всего четыре: повысить зарплату на 30%, ввести 13-ю зарплату, пересмотреть схему расходования денег из фонда социального страхования, в целом пересмотреть систему выплаты зарплат и премий. К этому добавилось требование отменить "переработку": члены профсоюза (это 1100 человек из почти двух тысяч сотрудников предприятия) недовольны тем, что их заставляют нагонять задержки даже в 5 -- 10 секунд, которые происходят на конвейере.
-- Мы настаиваем, что зарплата должна быть повышена именно на 30%, -- заявил журналу "Город" Алексей Этманов, лидер профсоюза завода. -- Ведь Министерство финансов объявило, что инфляция в этом году составит 12%. Кроме того, объемы производства на заводе увеличились на 20 -- 25%. Администрация это должна учитывать.
После митинга Алексей Этманов заявил журналистам, что на "Форде" началась итальянская забастовка. В традиционном понимании, бастовать по-итальянски значит строго следовать нормативам и правилам производства. По заявлениям членов профсоюза, получалось, что в случае итальянской забастовки "Форд" рискует недосчитаться семи машин в сутки.
В пятницу Екатерина Кулиненко, официальный представитель "Форда", заявила журналу "Город", что "никаких акций протеста на предприятии нет. План по выпуску машин выполняется". В среднем в сутки завод выпускает 55 автомобилей. По словам Екатерины Кулиненко, индексация заработной платы на заводе проводится каждый год весной.
-- Требование повысить оплату труда на 30% неприемлемо, -- говорит Елена Кулиненко. -- К тому же досрочное повышение зарплаты необходимо согласовать с европейским офисом "Форда" и штаб-квартирой в США. Наш завод -- подразделение большого концерна.
-- Сколько времени уйдет на эти согласования?
-- Потребуется около трех месяцев.
-- Что будет происходить в это время?
-- Сейчас идут переговоры с профсоюзом.
-- В случае забастовки возможна ли остановка производства?
-- Нет.
Как сообщил источник в профсоюзе "Форда", чтобы начать забастовку, необходимо получить согласие подавляющего большинства работников завода. Согласие обычно выражается в виде подписи под решением о забастовке. Пока собрать такое большинство не удалось.
За ситуацией на заводе наблюдают в правительстве Ленобласти. "Форд" -- один из крупнейших налогоплательщиков области и одновременно флагман среди инвесторов.
-- Мы не выступаем на чьей-либо стороне, но отмечаем, что между областью, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей региона подписано трехстороннее соглашение о взаимной работе для повышения качества жизни населения, -- политкорректно заявили "Городу" в правительстве Ленобласти. -- В рамках этого поля и надо действовать.
Никита Федоров