Юридические статьи

Новый земельный налог шокирует многих бюджетников Обернется ли введение нового земельного налога с 1 января 2006 года горячей политической зимой?



Или пронесет, как с монетизацией льгот ? Заключительное, третье чтение законопроекта "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" пришлось проводить в стенах Мариинского дворца дважды. На первый взгляд чисто экономический закон обрел ярко выраженную социально-политическую окраску. И было от чего. Очередные новации Налогового кодекса РФ чреваты тем, что уже через пару месяцев в разряд безнадежных неплательщиков могут попасть многие бюджетные организации.

Дело в том, что с 1 января 2006 года земельный налог будут обязаны платить все некоммерческие организации, оформившие свои земли в бессрочное пользование. Ставка этого налога достаточна высока - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Государственным учреждениям городского подчинения депутаты ЗакСа решили предоставить льготы, но точно таким же структурам, находящимся под юрисдикцией центра, предстоит расплачиваться за свою землю сполна. Если, конечно, им не помогут федералы.

Депутат Алексей Ковалев скрупулезно подсчитал цену такой "расплаты". Главный парадокс в том, что платить придется оформившим свои права на землю, а в выигрыше останутся те, кто не удосужился об этом позаботиться. Земельный налог Эрмитажа составит 12,9 млн рублей, тогда как Адмиралтейство не должно будет государству ни копейки. СПбГУ, затративший на оформление земельной документации 20 млн рублей только за земли на Университетской набережной, обязан будет выложить еще 15,6 млн. А вот Академия тыла и транспорта может не беспокоиться. Русскому музею (вместе с Михайловским садом) земельный налог обойдется в 21 млн рублей, а Казанскому собору, защищенному федеральным законом, в 0 копеек.

Тот же депутат Ковалев предельно заострил суть проблемы: "Будем ли мы драть три шкуры с федеральных организаций образования, культуры, науки, здравоохранения?" "Я вас прошу не испытывать терпение студенчества своим неправильным решением", - поддержал его Сергей Андреев. В качестве образца решения проблемы Станислав Житков предложил московский опыт "товарища Лужкова". "Не только в Москве, но и во всем мире от земельного налога освобождены организации социальной сферы, - усилил впечатление Александр Редько. - Если мы не проголосуем как положено, ничего хорошего на нашей могиле не напишут".

У председателя Комитета финансов Александра Никонова оказались свои резоны. Он ссылается на авторитетное мнение министра финансов Алексея Кудрина, который требует от организаций уплаты налога за принадлежащие им земли, как отчислений на инфраструктуру. По словам г-на Никонова, в случае предоставления льгот ими могут воспользоваться не только бюджетные организации. Впрочем, все эти околофинансовые изыски пока напоминают дележ шкуры неубитого медведя, поскольку грядущие сборы от земельного налога не учтены в доходной части петербургского бюджета-2006 .

Уже после окончательного принятия этого, прямо скажем, непопулярного закона высказывались прямо противоположные мнения об его возможных последствиях. Из исполнительной власти города доносятся успокаивающие заявления: давайте посмотрим, кто и как будет платить налоги, а если он окажется неподъемным, то по истечении первого квартала закон можно подкорректировать. В первую очередь для бюджетных организаций города федерального подчинения. Никакого социального взрыва представители Смольного не ждут.

Иные, гораздо более тревожные ожидания среди оппозиционно настроенных депутатов ЗакСа. Сергей Андреев весьма скептически относится к возможности весеннего "обнуления" закона о земельном налоге. "Налоговый счетчик начнет тикать уже с 1 января", - напоминает он. А это значит, что при форс-мажорных обстоятельствах многие петербургские музеи, институты, медицинские заведения вынуждены будут резко расширить перечень платных услуг. Последствия нетрудно представить.

Михаил КОРЕНЕВСКИЙ, редактор отдела политики




Вернутся в раздел Юридические статьи