Правительство РФ одобрило законопроект, изменяющий правила проведения налоговых проверок. По подсчетам чиновников, документ удовлетворяет бизнес на 95%. Бизнес не скрывает своего неудовлетворения.
Несмотря на наличие претензий к законопроекту со стороны предпринимателей, которые в последние недели в пожарном порядке привлекались к доработке документа, правительство вняло призыву министра финансов Алексея Кудрина «подвести черту и считать, что по всем ключевым моментам найден компромисс». По подсчетам г-на Кудрина, законопроект удовлетворяет бизнес на 95%. Чиновники взяли на себя лишь обязательство подумать до 14 мая о разделении ответственности за инициирование повторных проверок крупнейших налогоплательщиков между Федеральной налоговой службой и Минфином.
«Наивно было бы полагать, что законопроект будет отвечать только потребностям предпринимателей, – прокомментировал «ПП» ситуацию замруководителя налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков (один из участников рабочей группы по доработке законопроекта). – Мы сосредоточились на налоговых проверках, и ряд ключевых вопросов просто не поднимался. Например, штрафные санкции. Если получится, то обсудим их в течение двух недель».
Видимо, из-за отсутствия уверенности в том, что удастся за это время сблизить позиции бизнеса и власти, было предложено оформить поправки, связанные с проверками, в отдельный законопроект и в внести его в Госдуму, чтобы рассмотреть уже в весеннюю сессию. Но окончательное решение по этому вопросу еще не принято.
Напомним, что поручение Минфину разработать законопроект, который бы оградил бизнес от террора налоговиков, исходило непосредственно от президента. В начале апреля на суд общественности был вынесен первый вариант этого документа. Он оказался настолько далек от обещаний самих же чиновников, что его даже не стали вносить в правительство, а создали специальную рабочую группу по доработке. В результате удалось исключить из документа «новшества», которые, по сути, возвращали отношения бизнеса и власти в прошлый век. В частности положение, восстанавливающее внесудебный порядок взыскания штрафных санкций, а также норму о том, что налог считается уплаченным, когда деньги дошли до бюджета, а не с момента передачи платежного поручения в банк.
Однако по большинству спорных вопросов, прежде всего о повторных налоговых проверках, перевес все же оказался на стороне чиновников. Так, не увенчались успехом попытки бизнеса установить в качестве оснований для их проведения решение суда или просьбу самого налогоплательщика. Неудивительно, что радоваться бизнес не особо спешит: судя по итоговой оценке инициативы (-2), у опрошенных нами предпринимателей претензий к законопроекту осталось значительно больше тех 5%, что забронировал министр финансов.
Впрочем, не может не радовать то, что Минфину не удалось провести законопроект в первоначальном виде. Хотя, возможно, г-н Кудрин на это и не рассчитывал, а просто предпринял нехитрый тактический ход.
Елизавета Миронова