Правительство Ленинградской области рассмотрело пакет законопроектов, касающихся изменений в бюджетном процессе, создания и функционирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований различного уровня. По сути, создается новая правовая основа межбюджетных отношений в субъекте РФ. Не случайно работа над документами шла в областном комитете финансов с привлечением ведущих ученых, экспертов Леонтьевского центра и института реформирования региональных финансов.
Не снижая качество жизни
К дискуссии были привлечены руководители и представители финансовых органов муниципальных образований, интересы которых реформа затронет в первую очередь.
- Мы получили более 40 предложений и дополнений с мест, - сказал вице-губернатор, председатель областного комитета финансов Александр Яковлев. - Часть из них включена в текст законопроектов. Особенно активной и конструктивной была помощь, полученная от представителей МО Всеволожского и Кировского районов, Волхова, Пикалева, Соснового Бора. Принятие новых законов, как считают в правительстве области, позволит закрепить финансовую самостоятельность трех уровней бюджетов субъекта РФ. В условиях муниципальной реформы каждый орган власти будет строго решать свои задачи. Следовательно, и помощь областного бюджета муниципальным будет в определенной степени ограничена правовым регулированием. По крайней мере, ясно, что область не сможет каждый раз оперативно подстилать соломку там, где образуется финансовый провал в работе муниципалитета.
Источники доходов
Какие же доходы будут в ведении муниципальной власти? К ним можно отнести 10% от собираемого в области налога на доходы физических лиц. В прошлом году он пополнил консолидированный бюджет субъекта на 5,8 млрд руб. Как считают финансисты, это один из самых стабильных финансовых инструментов пополнения бюджета. И в хозяйстве поселений он призван обеспечивать стабильный бюджетный процесс.
Поселениям с будущего года отойдет также 100% налога на имущество физических лиц. Правда, пока этот налог не влияет серьезно на формирование бюджета. В 2004 году общая сумма поступлений по нему составила в МО лишь 34 млн руб., хотя объем этих поступлений, по сравнению с 2003-м, увеличился почти на 11%.
Следует упомянуть и про 30% средств сельхозналога, которые поступят в распоряжение поселений. А в целом главным их богатством станет земля. Федеральный закон N 120, принятый в прошлом году, внес важные изменения в Бюджетный кодекс, по новому отрегулировал межбюджетные отношения. Как следствие, с будущего года все земельные налоги, собираемые на территориях поселений, окажутся в их же бюджетах.
У земель появился кадастр
По данным Конгресса муниципальных образований РФ, земельными кадастрами располагает лишь 40% территорий РФ. К ним теперь относится и Ленобласть. На заседании областного правительства утверждены результаты кадастровой оценки ее земель. С начала 2006 года, когда стартует муниципальная реформа, земельный налог будут начислять только на основе кадастровых показателей.
К новой системе оценки готовились заранее. С 2001 года были оценены земли 35 городов и около 3 тысяч поселков и деревень. Учитывались местоположение, инфраструктура, ландшафт и другие особенности территорий. Все земли были разделены по функциональному признаку: под жилье, дачи и садоводства, гаражи и автостоянки, социальные и промышленные объекты, сельхозугодья, леса и водоемы.
Что это реально даст местной власти? В прошлом году в Ленобласти поступления по земельному налогу составили 475 млн руб. С учетом создания двух сотен новых поселений это не так уж и много. Но теперь в некоторых престижных городских поселениях области кадастровая цена квадратного метра земли будет доходить до 4-5 тыс. руб. Да и часть сельских земель оценена в 100 и больше рублей за квадратный метр. Причем кадастровая оценка представляет собой лишь нижний предел рыночной стоимости.
Земля, таким образом, приобретает свою истинную ценность. Но управлять ею станет сложнее. Многое будет зависеть от уровня компетентности представителей муниципальной власти. Не случайно на заседании правительства губернатор Валерий Сердюков признался, что его больше волнует не сам по себе рост налоговых поступлений, а человек в условиях новой налоговой ситуации.
Потребуются серьезные рычаги регулирования, чтобы растущий земельный налог не ударил по интересам бюджетной сферы.
Насущный вопрос - как развивать жилищное строительство, объемы которого в ближайшие два года должны удвоиться и достичь 1 млн кв. метров в год. Процесс этот необходимо стимулировать. Между тем рыночная стоимость земли под застройку в престижных местах резко возрастет, что прямо повлияет на стоимость жилья. В подобных случаях, как сказал председатель областного КУГИ Александр Дрозденко, целесообразнее будет передавать строителям землю в аренду с последующим возвратом ее в муниципальное пользование.
Подобных подвохов в новых земельных отношениях окажется, по-видимому, немало - начиная от соблазна местной власти получить от земли как можно больше и сразу еще до деления собственности на федеральную, региональную и муниципальную. Тем не менее земельному налогу предстоит наполнять доходами бюджеты, за счет которых развивать территории.
Петр Владимиров