Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов: "По сравнению с 2003 годом Петербург стал богаче в два раза - такого успеха мы не добивались никогда"
Утверждение городского бюджета на будущий год вступило в заключительную стадию. В среду на пленарном заседании депутаты Законодательного собрания города приняли проект бюджета-2006 в первом чтении. Доходы города оцениваются в 144,2 миллиарда рублей, то есть почти в два раза больше, чем в 2003 году, когда доходная часть бюджета составляла 75,7 миллиарда. Чем отличается бюджет Петербурга будущего года от предыдущего, какова социальная составляющая основного финансового документа города - на эти темы обозреватель "Известий" Олег Рогозин беседует с председателем Законодательного собрания Петербурга Вадимом Тюльпановым.
ИЗВЕСТИЯ: Вадим Альбертович, как можно оценить рост доходной части бюджета за последние три года? Максимальные ли это показатели? Могло ли быть лучше?
ВАДИМ ТЮЛЬПАНОВ: Думаю, что тот успех, которого удалось достичь петербургским финансистам, ответственным за создание и формирование бюджета, на сегодня можно считать оптимальным. Лучше еще никогда не бывало. В этом году ко мне в приемную привезли аж 89 томов бюджетных документов. Они с трудом уместились на двух тележках. По сравнению с 2003 годом Петербург стал богаче в два раза! Открылись новые возможности для благоустройства города, для социальной поддержки петербуржцев. Подобного успеха мы еще никогда не добивались.
ИЗВЕСТИЯ: В чем основные отличия бюджета-2006 от бюджета-2005 ?
ТЮЛЬПАНОВ: Если помните, прошлогодний бюджет был главным образом ориентирован на адаптацию 122-го закона к петербургской ситуации - разработчикам бюджета приходилось согласовывать федеральные законы с финансовыми возможностями Петербурга. Новый же бюджет ориентирован на достижение следующих целей. К 2006 году Петербург планирует увеличить свою инвестиционную активность, серьезные средства выделены на жилищное строительство, развитие объектов инженерной инфраструктуры, строительство дорог, новых станций метро, развитие наземного электрического транспорта, ввод ряда объектов правоохранительной деятельности и пожарной безопасности.
ИЗВЕСТИЯ: По вашей оценке, можно ли считать бюджет-2006 социальным? Какими цифрами, строчками в бюджете это можно подтвердить?
ТЮЛЬПАНОВ: Безусловно, социальная составляющая расходов - наш приоритет. В бюджете на 2006 год расходы на социальную политику запланированы в размере 19,7 млрд. рублей, что означает увеличение по сравнению с бюджетом предыдущего года на 27 процентов. Более того, строительство объектов социальной инфраструктуры является одним из трех основных направлений расходования средств. Значительные суммы предусмотрены для обеспечения более высокого уровня зарплаты работников бюджетной сферы Санкт-Петербурга. Немалые средства выделены на ремонт учреждений здравоохранения, на централизованное приобретение оборудования для учреждений здравоохранения. Увеличены расходы на реализацию закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Санкт-Петербурга" , на социальные выплаты отдельным категориям пенсионеров, проживающих в Санкт-Петербурге, на содержание территориальных центров и отделений оказания социальной помощи на дому, на предоставление льгот гражданам по оплате за жилье в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" , на реализацию целевой городской программы "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002-2012 годы" , на содержание детских приютов, на капитальный ремонт учреждений социальной защиты...
ИЗВЕСТИЯ: В проекте бюджета заложено увеличение зарплаты бюджетникам на 15%. Во-первых, реально ли это, во-вторых, достаточно ли?
ТЮЛЬПАНОВ: Если бы это было нереально, никто бы такие вещи не планировал. Конечно, 15-процентной надбавки, наверное, недостаточно. Но я уверен, что при корректировке бюджета мы сможем вернуться к этому вопросу, и, вполне вероятно, учителя и врачи получат дополнительные выплаты. Кроме того, в этом вопросе мы надеемся и на поддержку федерального бюджета.
ИЗВЕСТИЯ: В будущем году планируется провести реформирование маршрутной сети общественного транспорта. По вашей оценке, насколько сложна ситуация с общественным транспортом в городе? Есть ли ощущение, что положение улучшается?
ТЮЛЬПАНОВ: Да, сегодня у горожан много справедливых нареканий на работу общественного транспорта. Часто на одном коммерческом маршруте работают две-три фирмы и государственное предприятие. Дорожная ситуация с каждым днем все тяжелее. Это привело к необходимости реформирования существующего общественного транспорта. Исполнительной властью Петербурга разработана "Программа реформирования транспорта общего пользования до 2015 года" Законодательным собранием города начата подготовка к формированию правового поля реформы. Так что начало, можно сказать, положено.
Повторюсь, это непростая задача, требующая, с одной стороны, создания равных условий для перевозчиков различных форм собственности, а с другой - соблюдения интересов всех категорий пассажиров. При принципиальном реформировании общественного транспорта очень важно избежать дублирования маршрутов, возникновения нездоровой конкуренции, аварийных ситуаций. Поэтому-то действие программы и рассчитано до 2025 года, очень много проблем нужно решить. Не могу не сказать и о том, что уже в ноябре наконец-то будет сдано восточное полукольцо КАД, то есть проблема транзитного грузового транспорта частично решится. Нельзя не упомянуть и о строительстве Западного скоростного диаметра, наконец, идет активное строительство развязок для присоединения городских дорог к КАД.
ИЗВЕСТИЯ: В этом году проводится конкурс на организацию пассажирских перевозок в городе . Снизит ли это нагрузку на бюджет? Следует ли оставлять 50% социальных маршрутов для обслуживания "Пассажиравтотрансу"?
ТЮЛЬПАНОВ: Совершенно верно, до нового года будет проведен конкурс среди транспортных компаний на право осуществления пассажирских перевозок. Предквалификационный этап конкурса уже идет. Организаторы в этот раз изменили его условия, постарались избежать прошлых ошибок и просчетов. Главное, что в этом году будут совмещены конкурсные процедуры по социальным и коммерческим маршрутам. Договоры с комитетом по транспорту будут заключаться на 5 лет при условии приобретения оператором подвижного состава вместимостью более 90 пассажиров для социальных маршрутов за счет внебюджетных средств, наличия ремонтной базы и т. п. Договор также обязывает перевозчика следить за уменьшением интервалов движения и равномерным обслуживанием пассажиров по всему маршруту следования. Что касается "Пассажиравтотранса", я думаю, что оставить ему 50% социальных перевозок вне конкурса - это разумно. В связи с новыми условиями тендера городу нужны гарантии в том, что основные городские маршруты в какой-то момент неостанутся без операторов. Сегодня эта компания, зачастую в убыток себе, бесперебойно обслуживает до 80% социальных маршрутов Петербурга. Наверное, если бы не автобусы "Пассажиравтотранса", маршрутки уже давно стали бы единственным средством передвижения по городу. А, как вы понимаете, этот вид транспорта доступен не каждому. Кроме того, далеко не у всех перевозчиков работают профессиональные водители, не у всех есть хорошая техника. "Пассажиравтотранс" в этом смысле - безусловный лидер.
ИЗВЕСТИЯ: Возникали ли какие-то проблемы между правительством города и Законодательным собранием при подготовке проекта бюджета?
ТЮЛЬПАНОВ: Верстка бюджета - обычная рабочая процедура. Все лето специалисты комитета по финансам администрации города и депутаты работали над главным финансовым документом города. Его рассматривали на множестве слушаний и совещаний. Пожалуй, это единственный законопроект, который в обязательном порядке проходит своеобразное "нулевое чтение", поэтому все споры имеют рабочий характер и на суд депутатов представляется уже почти совершенно согласованный текст.
ИЗВЕСТИЯ: Насколько легко, на ваш взгляд, пройдет утверждение бюджета в ЗакСе?
ТЮЛЬПАНОВ: Я совершенно точно знаю, что у депутатов есть претензии к бюджету: и по его доходной части, и по предполагаемым объектам финансирования. На поправки отведена неделя, в связи с этим предстоит еще серьезная работа над бюджетными документами.
Олег Рогозин