Юридические статьи

"Исторический" бюджет можно увеличить еще на миллиард



Еще каких-нибудь 2-3 года назад процесс принятия петербургского бюджета напоминал ожесточенную битву, а то и войну всех против всех. Ныне главный финансовый закон города был утвержден ЗакСом в первом чтении подавляющим большинством голосов ("за" - 45, "против" - 2, без воздержавшихся). Парламентарии не скупились на восторженные эпитеты по отношению к "бюджету развития" (его адресная инвестиционная составляющая - 27, 4 млрд. рублей), но и не затушевывали "отдельные недостатки". О почти девятимиллиардном дефиците бюджета 2006 года (объем запланированных расходов - 153,1 млрд. рублей, а доходов - 144,2 млрд. рублей) ни один депутат не упомянул даже всуе.

Презентуя новый бюджет в Мариинском дворце, губернатор Валентина Матвиенко предельно ясно определила его приоритеты. Наряду со стратегической задачей удвоения валового регионального продукта (ВРП) Смольный во главу угла ставит социальную защиту населения, развитие сфер образования и здравоохранения, а также безопасность и правоохранительную деятельность (в частности, органы правопорядка планируется "приблизить к населению"). Нынешний двадцатипроцентный бюджетный рывок (доходная часть петербургского бюджета за год увеличилась на 24 млрд. рублей) создает неплохие предпосылки для того, чтобы ВРП удвоился (по сравнению с 2003 годом ) уже к 2008 году. Темпы промышленного прироста на берегах Невы в 2 раза выше, чем в целом по стране, значительно меньше стало убыточных предприятий. На 50% увеличился приток иностранных инвестиций, причем эти средства вкладываются в реальную экономику (уже заложено 6 заводов самого современного профиля). У Петербурга есть все шансы превратиться в инновационную столицу России.

Хотя официальная статистика свидетельствует о росте реальных доходов горожан на 14%, улучшение качества жизни и борьба с бедностью не утратили актуальность. Бюджет сферы социального обеспечения составит почти 20 млрд. рублей (рост на 4 миллиарда). Помимо различных выплат малообеспеченным горожанам, предполагается ремонт собесов и расширение сети учреждений социальной защиты. До 28,5 млрд. рублей (на 5 млрд.) возрастут расходы на здравоохранение. Наряду с повышением зарплаты некоторым категориям медиков предусматривается ремонт медицинских заведений и оснащение их новым оборудованием.

Едва ли не впервые серьезных претензий к новому бюджету не оказалось у Контрольно-счетной палаты Петербурга. Если, конечно, не считать отсутствие сметы экологического фонда, арифметические ошибки в расчете доходов от использования казенной собственности и отдельные несоответствия Бюджетному кодексу РФ . По словам и.о. главы КСП Натальи Литвиновой, не совсем понятно также, все ли бюджетные обязательства должным образом обеспечены.

Квинтэссенцией двухлетней работы городского правительства назвал петербургский бюджет-2006 председатель профильного комитета ЗакСа Владимир Барканов. Отметив, что заявленные цели реализуются с опережением, он не преминул указать и на недочеты. Например, предусмотрены бюджетные ассигнования на еще не узаконенные целевые программы. По мнению г-на Барканова, КУГИ явно занизил доходы от продажи принадлежащего городу имущества. Развивая эту тему, депутат Виктор Евтухов не без основания предположил, что за счет этих "резервов" петербургская казна может прирасти еще на миллиард рублей. Он также с удивлением констатировал двукратное уменьшение ожидаемых поступлений от различных штрафов и взысканий, хотя логичнее ожидать прямо противоположного...

Депутат Вячеслав Макаров, напомнив, что "выработка бюджета - это искусство равномерного распределения разочарований", сделал пожелание детальнее расписывать такого рода разочарования среди предприятий и организаций. Андрей Ловягин назвал питерский бюджет-2006 историческим, заикнулся об экономическом чуде и даже отметил, что "городу давно не хватало такого руководителя". Однако на правах профильной комиссии ЗакСа он указал на серьезные диспропорции в финансировании образования. Например, расходы на управление в этой сфере растут быстрее, чем зарплата преподавателей, а затраты на капремонт школ в реальном исчислении (с учетом инфляции) уменьшаются. С другой стороны, по мнению депутата Владимира Еременко, пока растут зарплаты педагогов, материально-техническая база образования ветшает.

Подводя итоги депутатского мозгового штурма нового бюджета, губернатор Матвиенко выразила всем признательность за замечания и критику, пообещав максимально учесть и то, и другое. Она предупредила, что в 2007-2008 годах "такого рывка уже не будет", ибо "выжали почти все". В самом деле, как справедливо заметил депутат Геннадий Озеров, по ряду налоговых параметров (от игорного бизнеса до транспорта) "мы выходим на верхний предел". Что касается бюджета-2006, то, по глубочайшему убеждению губернатора, "есть время его дочистить, исправить недочеты".

Михаил Кореневский




Вернутся в раздел Юридические статьи