Юридические статьи

Пора перелетов Офисы крупных компаний меняют дислокацию



Недавно в Санкт-Петербурге состоялось открытие центрального офиса одного из ведущих в стране кредитных учреждений - Внешторгбанка.

Это уже не первый "перелет" к невским берегам крупнейших российских налогоплательщиков. Еще в прошлом году губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко обещала, что доходная часть бюджета города на 2005 год может быть увеличена на 200 миллионов долларов за счет перерегистрации в городе крупных налогоплательщиков.

Если надежды городской администрации сбудутся в полном объеме, то перерегистрация крупнейших компаний на новом месте может, по мнению экспертов, принести субъекту дополнительно более 15 миллиардов рублей. В то же время при оценке радужных перспектив региона присутствуют и некоторые сомнения. Вызваны они тем, что диспропорции в налоговых платежах, к которым получают доступ российские территории, с годами отнюдь не сглаживаются. Скорее, наоборот, они продолжают усугубляться.

Со времени финансовых кризисов прошло вполне достаточно времени, чтобы ввести в действие четкие механизмы гибкого и объективно справедливого для всех субъектов Федерации перераспределения финансовых ресурсов, поступающих в региональные бюджеты от крупных компаний. Холдинги, охватывающие десятки территорий страны, стали экономической реалией. Но в том, как, в зависимости от территориального расположения, внутри них и их подразделений формируются доходы и расходы, ясности до сих пор нет. А значит, отсутствует и финансовая прозрачность, что позволяет иным бюджетам жить от налоговых поступлений припеваючи, а другим подбирать финансовые "крохи".

Например, в Омске, где располагается главный офис регионообразующего налогоплательщика области - "Сибнефти", уже бьют тревогу: регион может .потерять значительную долю доходов своего бюджета. Что касается еще одного из потенциальных петербургских налогоплательщиков - "Транснефти", совет директоров которой принял решение о создании филиала в Санкт-Петербурге и внесении соответствующих изменений в устав компании, то на ее налоги вправе рассчитывать сразу с десяток регионов. Прежде всего, видимо, те, где, собственно, и расположены объекты корпорации, но отнюдь не единственный Санкт-Петербург.

Всем понятно, что компаниям совершенно без разницы, в бюджет какого региона платить местные налоги. Но переезд головных офисов крупнейших налогоплательщиков в Санкт-Петербург носит обвальный характер и вряд ли может быть расценен как государственный подход к делу. По словам доктора экономических наук Андрея Федорова, приведенным в газете "Дело", "с экономической точки зрения нет никакой разницы, где будет находиться штаб-квартира "Сибнефти". Чего не скажешь про политическую подоплеку решения".

Вопрос, как в этом случае субъектам Федерации рассчитывать свои бюджетные параметры, если приходится наталкиваться на один и тот же камень преткновения: трудно спрогнозировать показатели налоговых поступлений от действующих холдинговых структур. Они могут легко менять территорию регистрации, ликвидироваться и вновь создаваться, совершенно не считаясь с целями и планами конкретных территорий.

Однако если перед Бюджетным кодексом все регионы равны, все находятся в равных условиях, - то этот принцип из закона должен перекочевать в реальную жизнь. Тогда, вероятно, перелеты "головных" офисов из пункта А в пункт Б будут учитывать и насущные интересы всех территорий.

Геннадий Морозов




Вернутся в раздел Юридические статьи