Юридические статьи

МРЭО, которых нет



Изменения в законодательстве запрещают теперь милиции получать деньги от коммерческих структур даже на основании официально заключенных договоров. В связи с этим заговорили о возможном исчезновении из нашего города совершенно уникального явления - коммерческих МРЭО (межрайонные регистрационные экзаменационные отделы) ГИБДД. Казалось, так и будет. Наконец-то, думали оптимисты, каждый гражданин, вне зависимости от толщины кошелька, сможет зарегистрировать машину в любом удобном для него филиале МРЭО, которое раньше называлось коммерческим! Ну вот, решили пессимисты, коммерческие МРЭО упразднят, придется теперь, как раньше, по 5 дней в очередях стоять. Увы, ошиблись и те, и другие. Милицейское руководство изыскало возможности для выплаты зарплат инспекторам коммерческих МРЭО, а прокуратура расценила деятельность коммерческих структур, на базе которых такие МРЭО существуют, как законную.

ООО "Убийства, разбои и грабежи"

Очередной посетитель приехал в АЖУР на сверкающем черном джипе. Плотное телосложение, короткая стрижка, уверенный взгляд. Игорь Семенов. Старший лейтенант милиции.

- Я в отдел расследований. Мы пьем кофе в буфете.

Игорь рассказывает историю.

- Представляете себе, - говорит, - напали на меня разбойники. Угрожали пистолетом, побили, отобрали деньги и документы. Я, как и полагается, пошел в районный уголовный розыск. Прихожу в РУВД, поднимаюсь по лестнице, прохожу по коридору и останавливаюсь перед дверью с табличкой "Уголовный розыск". Открываю, а там шикарный интерьер: дорогая плитка, красивые обои, мягкий свет, тихая музыка. Вдалеке кабинеты оперуполномоченных, а у входа стойка администратора. За стойкой девушка, над стойкой табличка "ООО "Убийства, разбои и грабежи". Девушка улыбается. "У вас, - спрашивает, - что?" Я, ничего не понимая, описываю. "Это, - констатирует она, - разбой. Сейчас я заполню бланк вашего заявления, выдам талон-уведомление и провожу вас к оперативнику. Услуги нашей фирмы по оформлению документов и созданию комфорта стоят 1800 рублей". Я в состоянии шока мямлю, что сам все заполню, сам талон возьму и сам дойду до оперативника. "Нет, - сочувственно улыбается девушка, - тут теперь коммерческий уголовный розыск, без нашего чека вас не примут". Но у меня, говорю, нет с собой денег. "Тогда, - грустит девушка, - вам придется идти в территориальный отдел милиции, но там очередь примерно на пять суток"... Как вам моя история?

Я молчу. Это бред. Такого в принципе не может быть. Но Игорь - не сумасшедший (их распознают у нас еще на вахте АЖУРа и прогоняют). Он понимает, что я сейчас про него думаю, и смеется.

- Вы мне не верите? Мне нечего сказать.

- Давайте съездим и посмотрим.

Ошибка инспектора

Если обычный диктофон "Сони" сунуть во внутренний карман кожаной куртки микрофоном вверх, то запись разговора получается вполне приличной. Остается сунуть в тот же карман шариковую ручку, чтобы был не вызывающий подозрения повод туда залезть - якобы достаем ручку, на самом деле включаем запись.

К 9 утра мы подъезжаем к дому 10 на улице Прокофьева. Там крупный сервисный комплекс "Шувалово-Авто" и коммерческое МРЭО - филиал МРЭО-1. Я с портфелем и диктофоном в кармане, Игорь налегке - случись что недоброе, он будет моим телохранителем. Заходим внутрь. Шикарный интерьер: дорогая плитка, красивые обои, мягкий свет, тихая музыка. Напротив входа - окошечки инспекторов. Слева стойка, за ней красивая девушка.

- Хотелось бы, - говорю, - машину с учета снять. С целью продажи.

Девушка все подробно объясняет. Смысл прост: я заполняю заявление и оплачиваю госпошлину, она печатает для меня еще какое-то заявление, с которым я еду на смотровую площадку, осматриваюсь инспектором, потом подхожу к окошечку, сую туда документы другому инспектору и через какое-то время уезжаю с транзитными номерами.

- Это стоит 1800 рублей, - объясняет девушка.

Я усмехаюсь. 1800 рублей мне предлагают заплатить за то, что напечатают еще одно заявление. Вернее, в готовую болванку впечатают мои данные. Пять минут. 1800 рублей. Я бы тоже хотел так зарабатывать.

Объясняю девушке в том смысле, что заявление я уже заполнил, госпошлину оплатил, а 1800 рублей мне представляются здесь совершенно лишними.

- Идите в обычное МРЭО на Лабораторный, 24, - советует она.

Счас! Мы хитры и подготовлены. Мы знаем 59-й приказ МВД, в котором четко написано, что в подразделении УГИБДД, обслуживающем район, в котором я прописан, обязаны принять мои документы. Но девушка - коммерсант, мало ли что она говорит. Мы пришли не к ней, мы хотим услышать государственного инспектора.

Наша случайная жертва - инспектор, на его плечах капитанские погоны. Имя и фамилию мы знаем, но не публикуем - он рядовой исполнитель. Здороваюсь, извиняюсь, объясняю суть вопроса. Фиг вам!

- Здесь, - говорит, - коммерческое МРЭО, езжайте на Лабораторный, там и снимайте.

Я на Лабораторный не хочу. Там можно дня два простоять в очереди. Я осторожно намекаю на 59-й приказ: мол, оно, конечно, коммерческое, но все-таки филиал государственного. Капитан намека не понял. Я прощаюсь и ухожу...

Вы спросите, при чем тут уголовный розыск? Когда мы подъехали к МРЭО, я задал Игорю именно этот вопрос. Теперь он был совершенно серьезен: - А какая разница?

Он прав. УГИБДД и УУР - просто разные подразделения одного и того же главка. Те и другие руководствуются Законом "О милиции". Плата за вход там не предусмотрена.

А капитан Василенко против!

Но наш журналистский эксперимент не закончен. Капитан не прав, но он - случайная жертва. Спускать на него всех собак мы не хотим, а именно так и получится. После публикации кому-нибудь в УГИБДД легко придет в голову мысль официально заявить, что, мол, так и так, данный инспектор - "оборотень", а мы белоснежные и пушистые. Добро пожаловать, приходите и регистрируйтесь! Или, наоборот, снимайтесь с учета.

Мы звоним начальнику нашей случайной жертвы, начальнику филиала МРЭО-1 Дмитрию Василенко. Ссылаемся на инспектора, описываем суть вопроса: машина, снять с учета, 1800 рублей, не принимают документы.

- Ну не принимают. И чего? Я-то что сделаю? - удивляется Дмитрий Александрович.

Мы терпеливо объясняем. Зарегистрирован в Выборгском районе, заявление заполнил, госпошлину заплатил.

- Ну так на Лабораторном находится МРЭО, - любезно сообщает начальник филиала. - Мы еще не построили... наше на Парнасе будет.

Пока на Парнасе МРЭО построят, мы ждать не хотим. Попробуем еще раз.

- Дмитрий Александрович, у меня отказываются принимать документы, если я 1800 рублей не заплачу! Статьи 30 и 290 Уголовного кодекса - покушение на получение взятки!

...Пардон, мы увлеклись. Последней фразы, конечно же, не было. Мы об этом подумали. Дмитрий Александрович, видимо, тоже подумал.

- Что за глупость такая! - возмутился он. - Кому не заплатите 1800?

- Коммерсантам, которые рядом с вами сидят. - Мы осторожно намекаем на то же самое.

- Коммерсанты - это одно, а мы - другое, - определился начальник филиала. - А коммерческих МРЭО не бывает!

Добиться у Дмитрия Василенко четкого ответа, примет ли он наши документы без оплаты злополучных 1800 рублей, нам так и не удалось. Приходите, говорит, приносите документы, посмотрим. И со слабой надеждой:

- Может, у вас машина в розыске.

Нет, не в розыске. Мы приехали, привезли документы, но Дмитрий Александрович в назначенное им же время отсутствовал.

Что ж, из всего можно извлечь пользу. Граждане, зарегистрированные в Выборгском районе! Начальник филиала МРЭО-1, расположенного на базе ЗАО "Шувалово-Авто", Дмитрий Василенко готов принять ваши документы только за госпошлину. Если, конечно, ваша машина не в розыске.

Коммерческих МРЭО в Петербурге нет!

Прокурорское реагирование

Оказывается, все началось не сегодня. В конце прошлого лета вышел Федеральный закон N 122. В нем много сотен страниц, а суть - внесение изменений в другие законы. Например, в Закон "О милиции". Нельзя теперь милиции деньги от коммерсантов брать. Даже на основании заключенных договоров. Не положено.

Это коснулось разных милицейских структур, но ближе к народу гаишники. В результате с 1 января в прессе шум. Мол, что теперь будет, коммерческие МРЭО закроют, государственных мало, всем придется стоять многодневные очереди, в общем - возврат к прошлому. Управление ГИБДД поддакнуло. "Тревогу вызвал факт, когда в последнюю неделю января все сотрудники ГИБДД, работающие в филиалах МРЭО, получили уведомления о сокращении...", - писал тогда "Деловой Петербург".

Игорь Семенов тоже не остался в стороне от всплеска общественного мнения. Накануне Нового года он написал заявление в городскую прокуратуру. Цитата: "Из средств массовой информации мне стало известно, что органами прокуратуры Приморского края признана незаконной и... прекращена деятельность коммерческих МРЭО. Принимая во внимание единство... законов на территории РФ... прошу вас разъяснить мне, по каким причинам в Санкт-Петербурге разрешена подобная деятельность..."

Ответ прокуратуры великолепен. Цитировать не будем (там полторы страницы), а основные мысли приведем.

Первая. Коммерческих МРЭО в Петербурге нет (официально нет, в советские времена в Ленинграде точно так же проституции "не было")!

Вторая. С нас берут деньги не за регистрацию автомобилей, а за оказание посреднических услуг при регистрации. И берут не сотрудники ГИБДД, а коммерческие структуры, что совершенно никак законодательству не противоречит.

Грамотно, кстати, отшили. Только как быть с тем обстоятельством, что не заплатившие посредникам граждане попросту не допускаются до сотрудников милиции? И как быть с тем, что сами сотрудники уверенно говорят в том смысле, что пока вы не заплатите таким-то коммерсантам, мы исполнять свои законные обязанности не будем? Тут нет оснований для принятия мер прокурорского реагирования?

Письмо Игорю Семенову из прокуратуры заканчивается интригующей фразой: "...руководством УГИБДД... направлены уведомления... о расторжении договоров о финансировании филиалов МРЭО и предоставлении им помещений и оборудования до 07.04.05..." Эту фразу можно трактовать как сильное приближение конца коммерческих МРЭО, которых нет. Но, похоже, это не совсем так. У руководства УГИБДД, например, другая точка зрения.

- Закрывать МРЭО никто не собирается, - сказал нам старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД Сергей Хранцкевич. - Вообще, такого понятия, как коммерческий филиал МРЭО, не существует. Есть помещения, которые мы раньше арендовали для размещения наших сотрудников... Был вопрос с уменьшением численности личного состава, в связи с тем, что их оплачивали коммерческие организации. Но в настоящее время изысканы должности... за счет бюджета, который предусмотрен на содержание сотрудников ГУВД...

Имеется точка зрения, будто на сегодняшний день некомплект сотрудников УГИБДД превышает 2500 человек. Превышает давно, а их нет и нет. А для коммерческих МРЭО (которых тоже нет!) - раз и нашлись.

...Машину я все-таки продам. Но в коммерческое МРЭО не поеду - теперь уже из принципа. Ставлю будильник на 7 утра, чтобы к половине девятого прибыть на Лабораторный, 24, и занять очередь. Не получилось. Вернее, получилось, но не совсем так, как я себе это представлял. Очередь я занял километра за полтора до смотровой площадки. Сижу в машине, слушаю музыку и злюсь. В боковое стекло стучится гражданин.

- Хочешь, - говорит, - быть первым?

Я хочу. Он садится ко мне в машину, мы едем к зданию МРЭО и уверенно становимся перед подержанным "Пассатом". Мы - первые. Он занял очередь вчера вечером и сейчас засовывает в карман честно заработанные деньги...

Коммерческих МРЭО у нас нет.

P. S. Законодательство у нас странное. Если бы, например, руководству УГИБДД разрешили содержать наряду с обычными МРЭО коммерческие (как и происходит на самом деле), никаких претензий бы не было. Все бы понимали, что ГИБДД не хватает денег и что деньги от коммерческих МРЭО идут на содержание УГИБДД (премии сотрудникам, новые штатные единицы, оборудование и так далее). Это, во всяком случае, справедливо, потому что каждый "плюс" УГИБДД - это "плюс" для безопасности на дорогах, то есть для нас с вами. А что происходит сейчас? У милиции, как выяснилось, есть возможность содержать сотрудников, работающих в коммерческих МРЭО, но делать из коммерческих МРЭО обычные никто не собирается - невыгодно. Но вот вопрос: а куда деньги-то идут?

"Деловой Петербург", например, оценивает ежегодный доход от всех коммерческих МРЭО в 5 миллионов долларов, частные, но информированные лица полагают, что он выше в несколько раз. Его величество закон милиции получать эти деньги не позволяет...

Ситуация

О пользе коммерсантов

Насколько полезны коммерческие МРЭО для нашего УГИБДД как для правоохранительной структуры, а не для конкретных высокопоставленных чиновников (об этой стороне жизни мы, к сожалению, информацией не располагаем), можно составить мнение, если углубиться в историю появления все того же филиала МРЭО-1, расположенного на базе ЗАО "Шувалово-Авто", где мы проводили журналистский эксперимент.

Как минимум в течение всего первого квартала прошлого года руководители "Шувалово-Авто" и МРЭО-1 УГИБДД обменивались гневными письмами, суть которых сводилась к договору, заключенному аж в декабре 2000 года между нашим УГИБДД и данной коммерческой структурой. Договор как договор: "...создание с использованием движимого и недвижимого имущества ЗАО "Шувалово-Авто" филиала МРЭО-1 УГИБДД... для обслуживания физических и юридических лиц Выборгского района..."

Вокруг движимого и недвижимого имущества и возник спор. У руководства МРЭО-1 сложилось впечатление, что работающим в филиале его сотрудникам "Шувалово-Авто" предоставило намного меньше помещений, чем было указано в договоре, из-за чего качественная работа филиала не складывается. Руководство "Шувалово-Авто", напротив, утверждало, что все жалобы руководителей МРЭО-1 голословны и что они - коммерсанты - свои обязательства выполняют целиком и полностью.

Глубоко исследовать проблему мы не стали - она все-таки носит несколько частный характер. Но сам факт показателен: сотрудники ГИБДД на местах не шибко довольны своим сотрудничеством с коммерсантами, зато руководство все устраивает - договор-то не расторгают.

Личная война инспектора Семенова

Война Игоря Семенова с коммерческими МРЭО началась два года назад, когда Игорь служил государственным инспектором в МРЭО УГИБДД Курортного района Петербурга. Игорь функционировал тогда в обычном для советской милиции формате: комната в 10 квадратных метров, в ней три стола, сейф, шкаф, холодильник, микроволновка и человек 70 желающих ежедневно что-то сделать со своими машинами. А Игорь один и документы оформлял, и машины осматривая, и еще всяческие действия, положенные государственному инспектору, осуществлял.

Как-то раз народ не выдержал: давай, говорит, быстрее машины оформляй, сколько можно в очереди торчать! Игорь привычным жестом на коммерческое МРЭО указал. Идите, мол, граждане, там быстрее. Граждане сходили и выяснили, что там действительно быстрее, но и в 25-27 раз дороже (в ценах 2003 года). Вернулись с эмоциями: ты что, говорят, над народом глумишься? А Игоря и самого все это достало. Я, говорит, граждане, как и вы, человек маленький, напишите-ка вы письмо министру внутренних дел и генеральному прокурору. Граждане написали, подписали, Игорь запечатал в конверт, написал на нем правильный адрес и сунул в почтовый ящик.

Письмо, понятное дело, из Москвы в родное питерское УГИБДД пришло, с классической визой "разобраться!". Результат предсказуем - разобрались, кто конверт подписывал, и откомандировали инспектора Семенова в строевое подразделение. Это было а начале прошлого года. Сейчас он уже бывший государственный инспектор, а также истец - судится с родным управлением, чтобы на работе восстановиться.

Константин Шмелев




Вернутся в раздел Юридические статьи