Юридические статьи

Наша казна - не для младенцев



Наша газета неоднократно писала о том, как городские чиновники стремятся сэкономить на младенцах, уменьшив число получателей единовременных компенсационных выплат (ЕКВ) при рождении ребенка. Противники такой экономии утверждают, что нарушены их права, поскольку эта мера противоречит федеральному законодательству.

Не детские поправки

Напомним, что весной этого года, повинуясь внутреннему распоряжению руководства Комитета по труду и социальной защите населения петербургской администрации, органы соцзащиты на протяжении нескольких месяцев отказывали новоявленным мамам в предоставлении этой единовременной выплаты, утверждая, что она положена только тем молодым семьям, у которых общий доход семьи ниже прожиточного минимума (ПМ). Но, как несколько позже подтвердили специалисты Юридического комитета все той же администрации, правового основания для этого не существует: никаких ограничений в этом году не предусмотрено. Поэтому с начала года ЕКВ при рождении должно назначаться независимо от среднедушевого дохода семьи. Единственное условие: женщине следует вовремя, в срок до 20 недель, встать на медицинский учет по поводу беременности.

Казалось бы, разобрались. Но нет: не мытьем, так катаньем экономию на младенцах городские власти учинили с другой стороны, предложив соответствующую поправку в бюджет.

Категорически против этой поправки высказалась депутат ЗакСа Наталия Евдокимова на пресс-конференции в "Росбалте". Она заявила, что принят закон, явно противоречащий федеральному законодательству, и она намерена отстаивать права новорожденных петербуржцев и их родителей в прокуратуре, а затем в Уставном суде.

Дело в том, что, согласно постановлению Конституционного суда от 23 апреля 2004 года, "нормы закона о бюджете могут включать только явные нормы, которые говорят о финансировании тех норм, которые прописаны в других законах. А сами бюджетные нормы не имеют права ни отменять, ни урезать, ни приостанавливать нормы других законов". А у нас получается, что в законе о бюджете есть норма, которая отменяет норму совершенно другого закона.

Грустно, но "не детская" поправка в городской бюджет, ограничивающая права получателей ЕКВ при рождении ребенка, в очередной раз заставляет вспомнить известную поговорку "Сытый голодного не разумеет". К тому же особый цинизм ситуации, по мнению Натальи Евдокимовой, заключается в том, что "сэкономленные на младенцах деньги - 60 млн. (для бюджета - небольшая сумма!) господа депутаты - Артемьев, Мартынов, Серов, Лопатников и Крякин - с удовольствием сняли на хозяйственные нужды. Например, расходы на текущее содержание дорожных сооружений; разработку генеральной схемы теплоснабжения Петербурга; реконструкцию здания 17-го отдела милиции ОВД по адресу: ул. Демьяна Бедного, 26, корп. 1, лит Г, и т. п.

Параллельно на заседании ЗакСа обсуждались законопроекты о внесении изменений и дополнений в закон Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах жителям Санкт-Петербурга в связи с рождением ребенка и уходом за ним". Один, предложенный городской властью, вносил норму, по которой единовременные выплаты производились бы только для тех семей, у которых доход ниже прожиточного минимума; альтернативный, "евдокимовский" вариант предполагал выплаты тем семьям, у которых доход ниже двух прожиточных минимумов. За губернаторский проект закона проголосовали три парламентария, за проект члена демократической фракции - семь. Таким образом, оба законопроекта были провалены.

На ком экономим?

О том, что в большинстве петербургских семей единовременная компенсация при рождении ребенка - деньги вовсе не лишние, убедительно говорят цифры. Если в 2002 году количество зарегистрированных детей, по сведениям ЗАГСа, составляло 37720, а компенсаций было выплачено - 18484 (обратились 49% родителей), то в прошлом году число младенцев увеличилось, их стало 40700, а за единовременной компенсацией обратилось уже большее количество претендентов - 30967 (76%). А вот совсем свежие данные: только в первом квартале 2004 года появилось на свет 9953 "новеньких" петербуржцев, а число обратившихся за компенсацией составило 7702 (77,38%).

Поскольку число планируемых получателей, по свидетельству специалистов, в течение года должно достигнуть 28928, нетрудно подсчитать, что уже 50% обратились за "детскими" деньгами. Их, кстати, можно истратить только на ребенка и никак - на иные цели, поскольку эту государственную помощь родители получают отнюдь не деньгами, а пластиковыми карточками, которые реализуются только в магазинах сети "Здоровый малыш".

В целом расходы на компенсационные выплаты жителям Санкт-Петербурга в связи с рождением ребенка и уходом за ним составили:

2002 год

Бюджетом предусмотрено.............136823,3 тыс. руб.

Уточненный план........451389,5 тыс. руб.

Исполнено.....................451,389,5 тыс. руб.

2003 год

Бюджетом предусмотрено.............485558 тыс. руб.

Уточненный план........690502,2 тыс. руб.

Исполнено.....................690502,2 тыс. руб.

2004 год

Бюджетом предусмотрено.............699584,3 тыс. руб.

Профинансировано пока.................................447 млн. руб.

Эти цифры свидетельствуют о реальной потребности горожан в единовременных пособиях, размер которых сегодня составляет 8613,5 руб.

Евгения Дылева




Вернутся в раздел Юридические статьи