С 1 января 2006 года в стране стартовала реформа местного самоуправления (МСУ), предусматривающая поэтапное расширение полномочий муниципальных органов власти. Незадолго до этого в Смольном появилась идея укрупнить органы МСУ, сформировав их на уровне районов, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко даже пообещала пролоббировать соответствующие поправки к федеральному закону "О принципах организации МСУ" . О перспективах муниципалитетов председатель комитета горадминистрации по взаимодействию с органами МСУ Нина Шубина рассказала корреспонденту Ъ Михаилу Шевчуку.
-- В городе уже несколько лет 111 муниципальных округов. В последнее время возобновились разговоры об их укрупнении, с чем это связано?
-- После проверок Контрольно-счетной палаты и перерегистрации уставов муниципальных образований (МО) в их деятельности обнаружилось множество ошибок. Губернатор, изучив материалы о расходовании средств МО и об их кадровой политике пришла к выводу, что система нерационально функционирует, и предложила поискать иной способ ее работы. Вскоре некоторые чиновники предложили укрупнить муниципальные округа, превратив районные администрации в местные.
-- В 2003 году обсуждался вариант двухуровневой системы МСУ, предусматривающий сохранение существующих округов и создание над ними 18 районных органов МСУ. Рассматривается ли такой вариант сегодня?
-- Два года назад подобная схема действительно была разработана партиями СПС и "Яблоко" с участием ученых СПбГУ, горизбиркома. Но сейчас она не обсуждается -- это юридически бесперспективно. Разговор идет только об укрупнении.
-- И в чем суть этих изменений?
-- Сегодня районная администрация -- это орган, встроенный в вертикаль исполнительной власти, живущий по смете, спущенной сверху. Муниципальное образование имеет избранный совет и собственный бюджет с налоговыми доходами. При этом глава МО может быть быть избран на прямых выборах и затем возглавить местную администрацию (так сделано в Петергофе и Зеленогорске), а может встать во главе муниципального совета, который приглашает главу администрации со стороны, через конкурс. Представители городской исполнительной власти в данном случае не имеют рычагов влияния на процесс. В пригородах такая схема возможна, но если ее применить на уровне городских районов, мы получим в Петербурге 18 мини-мэров, избранных прямым голосованием. Нельзя пока этого делать, потому что слишком силен еще у нас личностный фактор, у всех амбиции.
-- Так все-таки надо укрупнять округа или нет?
-- Я считаю, что не надо. Сегодняшняя структура оптимальна -- муниципальная реформа, разделившая город на 111 муниципалитетов (делили на базе РЭУ), прошла у нас в 1996 году, и федеральный закон "О местном самоуправлении" ничего нового для Петербурга не несет. Наша модель МСУ немного похожа на берлинскую, стокгольмскую или парижскую. Но в этих городах есть, помимо прочего, один крупный муниципалитет -- сам город. У нас я такой возможности не вижу. Как будут сосуществовать мэр и губернатор? Мэр -- это ведь муниципальная, выборная должность.
-- В чем еще вы видите препятствия для укрупнения?
-- Структура управления должна быть адекватна выделяемым полномочиям. Иначе муниципалы рассматривают местное самоуправление как кормушку. Акты КСП показывают, например, что они постоянно раздают заказы "кому надо", вне конкурса. При этом тратится 2-3 млн бюджетных рублей. И контролировать их может только прокуратура.
В Смольном уже подготовлены поправки в федеральный закон , которые позволили бы Петербургу провести укрупнение структуры МСУ. Мы хотим, чтобы исполнительным властям Москвы и Петербурга разрешили назначать глав местных администраций, а также формировать контролирующие органы. Пока не будет этих поправок, не будет никакого укрупнения. Государственное влияние на местное самоуправление -- необходимо. Глава губернаторской администрации Виктор Лобко озвучил эти предложения на совещании по МСУ в полпредстве, но они не были поддержаны. До 2008 года реформы точно не будет -- прежде должны истечь сроки полномочий действующих депутатов. Тем не менее Валентиной Матвиенко нам дано задание просчитать юридические, экономические и организационные риски возможной реформы. Результаты мы представим губернатору к 2008 году.