По сводкам федеральной ГАИ, в прошлом году на российских дорогах погибли 34,5 тысячи человек. Данные медиков страшнее, но честнее - 45 тысяч погибших и 315 тысяч раненых в 2004 году. Милицейская статистика не учитывает летальные случаи в больнице от полученных травм через неделю после ДТП.
Формуляр "Правила учета дорожно-транспортных происшествий" издали не гаишные начальники, а чиновники федерального правительства. В нем сказано, что жертвами ДТП признаются люди, умершие в течение семи суток после происшествия. Умер на восьмые сутки - авария тут ни при чем.
Лукавая арифметика не может скрыть главную проблему ДТП - "скорая" прибывает на место тяжелого происшествия, когда счет жизни идет на минуты, через час и более. На первом Всероссийском съезде врачей скорой медицинской помощи, состоявшемся в конце октября 2005 года, специалисты запротоколировали: "В России до 70 процентов людей, пострадавших в ДТП, погибают из-за медлительности и неоснащенности машин "скорой".
Тяжелораненым жертвам противопоказана транспортировка в больницу в неприспособленном и изношенном транспорте: 53-56 процентов смертей происходят именно по этой причине. Если же "скорая" сумела добраться к месту аварии через 1,5 часа и более, в 70 процентах случаев "тяжелый" пациент умирает на дороге или в салоне автомобиля. Вот почему российские люди гибнут при ДТП в 15-16 раз чаще, чем в Западной Европе.
Выход из трудной ситуации - обновление парка машин "скорой", износ которого в России составляет 65 процентов. В 2006-2007 году федеральный бюджет закупит более 12 тысяч новых карет скорой помощи, в том числе 480 реанимобилей. На эти цели выделяется 7,5 миллиарда рублей.
Недавно российское правительство приняло "Концепцию повышения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы" . Один из главных ее пунктов - создание единой диспетчерской службы с единым федеральным номером. Разработчики надеются, что к 2012 году число погибших в авариях должно сократиться минимум в полтора раза.
Материалы подготовил Сергей Тачаев