Совет Федерации на сегодняшнем заседании, 10 июля 2002 года одобрил проект новой редакции закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Новая редакция устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует порядок и условия проведения процедур банкротства, а также порядок осуществления мер по его предупреждению. Действие закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, политических партий и религиозных организаций. Устанавливаются особенности банкротства естественных монополий, градообразующих предприятий, кредитных организаций, профессиональных
участников рынка ценных бумаг, сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей.
Новая редакция закона изменяет начало процедуры банкротства. Кредитор будет обязан обратиться в суд с иском о взыскании долга, а не с заявлением о банкротстве. Кредитор также будет обязан доказать, что он использовал все способы для взыскания долга (в том числе и исполнительное производство). После подачи заявления о банкротстве у должника появляется возможность погасить задолженность.
Процедура наблюдения вводится только после проверки требований кредитора на специальном судебном заседании, где будет присутствовать не только кредитор, подавший заявление, но и должник. Кроме того, должник ставится в известность о начале процедуры банкротства.
Дело о банкротстве может быть возбуждено при наличии более чем на 3 месяца просроченной задолженности не менее 100 тыс. руб. Критерием возбуждения дела о банкротстве естественных монополий будет являться просроченная более чем на 6 месяцев задолженность не менее 500 тыс. руб.
Государство в соответствии с законопроектом получает право голоса на всех собраниях кредиторов. Одновременно при конкурсном производстве государство встает в общую с конкурсными кредиторами, четвертую очередь на получение долга.
Устанавливается возможность досрочных расчетов со всеми кредиторами в ходе внешнего управления, а также возможность исполнения обязательств должника третьими лицами.
Для погашения задолженности предприятия-должника запрещается использовать средства его клиентов.
Новая редакция закона изменяет статус арбитражного управляющего, который для получения аттестата должен иметь высшее образование, опыт руководящей работы не менее 2 лет, пройти курс обучения, не иметь судимости за экономические преступления.
Арбитражные управляющие, имеющие соответствующий аттестат, должны объединиться в несколько саморегулируемых организаций (СРО). Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству РФ будет контролировать арбитражных управляющих через их СРО. При этом в течение года после вступления закона в силу арбитражные управляющие будут находиться под прямым контролем ФСФО РФ.
Закон изменяет процедуру назначения арбитражных управляющих, кандидатуры которых будут предоставляться суду их саморегулируемыми организациями. Собрание кредиторов может высказать арбитражному суду лишь предпочтение в выборе кандидатуры управляющего.
Собрание кредиторов будет направлять в одну из СРО арбитражных управляющих требования к кандидатуре. СРО должна направить в суд 2-3 кандидатов. При этом каждая из сторон процесса в праве выступить с отводом одной из кандидатур.
Устанавливается также обязательное страхование гражданской ответственности управляющих на сумму не менее 3 млн. руб.
Закон вводит новую реорганизационную процедуру - финансовое оздоровление. При этом предусматриваются такие меры защиты кредиторов, как предоставление имущественного обеспечения, банковской гарантии.
Предусматривается возможность проведения в процессе внешнего управления дополнительной эмиссии акций должника (если он является ОАО). Вводится аукционный или конкурсный порядок продажи имущества должника. Предоставляется возможность обжалования любых решений и определений арбитражного суда, связанных с реализацией различных процедур банкротства. Однако установлено, что подача апелляции не приостанавливает решения суда.
Закон должен вступить в силу через месяц со дня его официального опубликования. Исключением являются нормы, определяющие порядок банкротства естественных монополий, которые будут введения в действие с 2005 года.