Юридические статьи

Капитализм: Кодекс что дышло



Если бы московских чиновников не существовало, то их надо было бы придумать - хотя бы для того, чтобы они учили своих федеральных коллег. Очередной урок столичное начальство преподает ровно в эти дни. Тема курса - "Дискредитация Земельного кодекса".

Согласно кодексу владельцы предприятий могут выкупить землю, на которой расположена их собственность. При этом закон устанавливает для муниципальных властей пределы цены земли - от 5 до 30 ставок земельного налога. Ранее в Москве действовал порядок, по которому предприятиям принадлежали только здания, а землю они арендовали у города. Во-первых, такая схема позволяла столичным властям по максимуму использовать дороговизну московской земли (доходы столичной казны от аренды в 2001 г. составили около 5 млрд руб. ). Во-вторых, за счет изменения арендных ставок чиновники заставляли арендаторов соглашаться со многими странностями столичного бизнес-уклада. Поэтому неудивительно, что Юрий Лужков раскритиковал нормы Земельного кодекса и пообещал обратиться в Конституционный суд.

Однако спустя некоторое время московские чиновники сменили тактику. Поостыв, Лужков и его команда рассудили, что политический конфликт незадолго до городских выборов им совсем ни к чему. А своих целей можно добиться и другими - менее шумными, зато более эффективными методами. Для начала московские чиновники нашли массу запретов в самом Земельном кодексе, по которому нельзя продавать землю на территории исторических и природоохранных памятников, около важных транспортных магистралей и объектов связи, по берегам рек и озер. При правильной инвентаризации к таким землям можно отнести значительный кусок столичной территории. Благо в отличие от федеральных властей Москва уже завершила разработку земельного кадастра. Кроме того, нельзя приватизировать земли, отведенные архитектурным генпланом столицы под массовую жилищную застройку. А если и после этого найдется инвестор, который проскочит между Сциллой и Харибдой, его встретит затяжная процедура выкупа земли в собственность. Компания, решившаяся на этот смелый поступок, должна пройти больше трех десятков городских инстанций, каждая из которых по мере сил и способностей усложнит и удорожит процесс.

Налицо классическая для России ситуация, когда в основополагающих законах прописаны самые передовые и либеральные нормы, которые государством просто игнорируются. При этом промежуточный результат удовлетворяет всех представителей бюрократического аппарата. Правительство может продемонстрировать верховной власти еще один пример усиления федерализма, а зарубежным инвесторам - рассказать об очередном либеральном прорыве. В свою очередь, московские чиновники теперь расскажут о том, как они предлагали компаниям выкупить землю, а те, несознательные, почему-то отказались. Представители московской власти уже приводят доказательства своей правоты. На экспериментальном конкурсе по продаже земли в Зеленограде столичные власти продали лишь четверть всех земельных лотов за 13,5 млн руб. , в то время как за продажу права аренды одного гектара на окраине столичная власть получает в среднем $4 - 7 млн. И ни у кого не возникает вопроса, почему компании вопреки всякой логике так легко расстаются с деньгами, получая взамен не собственность, а права аренды.

Автор - первый заместитель главного редактора журнала "Компания" Эльмар Муртазаев




Вернутся в раздел Юридические статьи