Юридические статьи

Так ли уж плохо, что за нами наблюдают?



Программа "Электронная Россия" начинает работать на безопасность Петербурга.

Одна из самых сложных государственных программ страны - "Электронная Россия". По сути, это пакет из сотни программ. О некоторых из них кое-что сообщалось - например, об электронной паспортизации, об универсальной расчетной карточке, на которой, помимо банковского счета держателя, будет информация о пенсионном и соцстраховском номерах, льготах, о специальном счете, на который будут поступать бюджетные дотации (к примеру, на коммунальные услуги). Другие программы публике практически неизвестны. Но они реализуются, постепенно приближая нас к загадочному постиндустриальному будущему.

Не надо объяснять, почему первая крупная городская программа "электронизации" реализуется в сфере безопасности. Поскольку единой методики создания таких программ нет - ведь все это только рождается, - пилотный петербургский проект рассматривали на федеральном уровне. Дело в том, что в рамках "Электронной России" есть особое направление - "Федеральная система оперативного контроля объектов и ресурсов Российской Федерации". Петербург, как водится, должен стать и разработчиком, и исполнителем, и испытателем нового проекта. Осенью 2002 года состоялось межведомственное совещание МВД и Министерства по связи и информатизации. В 2003 году началась практическая работа.

Первым шагом стало создание Центра управления нарядами милиции общественной безопасности и внутренних войск ГУВД города и области, сокращенно - ЦУН. Сегодня большинство милицейских машин Петербурга уже оснащены радиомаяками ARKAN (разумеется, это изделия отечественного производства), а РУВД - электронными пультами, на которые через сеть базовых станций (тоже отечественного производства и никак не связанных со станциями операторов сотовой связи) поступают сигналы этих маяков. Понятно, что это дает: дежурный имеет возможность направить к месту вызова ближайшую машину, да и вообще маневрировать патрулями с учетом оперативной обстановки.

Казалось бы, что такая сеть должна очень дорого стоить, но электроника - особая сфера. Чем современней изделия применяются - тем они дешевле. На ЦУН ГУВД выделило в прошлом году не столь уж значимую по городским меркам сумму - 40 миллионов рублей. Правда, помощь оказывают и многие районные администрации, ведь безопасность в районах - их прямой интерес. Главное было - построить сеть, охватывающую город и область. А маячками сейчас можно оснащать даже пешие патрули.

Но ARKAN - это не просто радиомаяк. Он может передавать всю поступающую на него информацию, в том числе от охранных систем зданий и сооружений. Поэтому идет оснащение маяками городских объектов жизнеобеспечения (к примеру, шахт метро), социальных объектов - школ и т. д. Традиционные системы сигнализации передают сигналы через телефонную сеть. Вывод "охранки" на маяки на порядок повышает надежность и эффективность системы, к тому же, как сказано выше, имея перед собой экран-пульт, дежурные РУВД и ГУВД могут выслать к месту тревожного сигнала ближайшие машины, перекрыть пути отхода злоумышленников.

Технически грамотный человек обязательно задастся вопросом - а насколько надежны маяки? Не будут ли их сигнал "забивать" радиопомехи, в том числе и создаваемые искусственно, грозы, можно ли маячок заэкранировать, загнав оборудованную им машину, к примеру, в металлический гараж? Ответ на все вопросы отрицательный. Ноу-хау системы обеспечивают и помехозащищенность, и практическую невозможность экранирования сигнала.

Повторим, что ЦУН - только первая ступень в создании "электронного Петербурга". Вторая - построение автоматизированной информационной системы обеспечения жизнедеятельности и безопасности города (АИС ОЖБ). Это уже не только система безопасности (хотя пока эта функция остается главной), но и управления. Уже сейчас людям не под силу получать и обрабатывать тот колоссальный объем информации, который необходим для эффективного управления мегаполисом, - отсюда и масса управленческих ошибок, неверных или неэффективных решений. АИС ОЖБ должна собирать и обрабатывать информацию о состоянии и работе всех отраслей городского хозяйства (транспорта, инженерных сетей, промышленных предприятий, социальных учреждений и т. д.). Технически она будет состоять из сети так называемых "ситуационных центров" и диспетчерских пультов, над ними будут стоят центры второго, более высокого уровня, общегородской центр.

Все это, повторим, создается в Петербурге и в дальнейшем станет моделью для всей страны. Правда, Москва, не дожидаясь готовых результатов, уже зазвала к себе одного из главных авторов системы (предприятие "БалтАвтоПоиск"). В столице уже поставлены три станции радиоохраны, обеспечивающие прием информации с охраняемых стационарных объектов на всей территории города, пять пеленгаторов, обеспечивающих непрерывное наблюдение за подвижными объектами на территории Северо-Западного административного округа Москвы.

Даже по первым шагам в построении глобальных информационно-поисковых систем видно, что в ближайшие годы нас ожидают очень серьезные изменения в жизни общества и государства. В фантастических романах-антиутопиях такое будущее выглядит жутковато - неусыпный электронный глаз наблюдает за каждым вашим шагом. На самом деле никому нет никакого дела, куда идет и чем занимается каждый конкретный человек. Просто, как уже сказано, сейчас даже крупным городом, не говоря уж о стране, невозможно эффективно управлять, не имея полной и точной информации. Когда пропадают бюджетные деньги, "теряются" железнодорожные составы и морские корабли, когда рушатся здания и происходят аварии на шахтах - это проблема неполной и несвоевременной информации.

Об "Электронной России", несмотря на то что немало ее разделов являются секретными, можно рассказывать долго. Но скажем главное: какой она будет в конечном виде - зависит от людей, от нас с вами.

Евгения Дылева




Вернутся в раздел Юридические статьи