Юридические статьи

Проректор БГТУ "ВОЕНМЕХ" Сергей Стажков: "Дать импульс развитию и не разрушить традиции отечественной высшей школы"



О своем отношении к реформированию высшей школы корреспонденту "Известий" Илье Нефедову рассказал первый проректор - проректор по учебной работе Балтийского государственного технического университета "ВОЕНМЕХ" Сергей Стажков.

Известия: Какую позицию в отношении реформирования высшей школы сегодня занимает ВОЕНМЕХ?

Сергей Стажков: Мы за то, чтобы дать импульс развитию, но при этом не разрушить традиции отечественной высшей школы. Например, мы никогда не были принципиальными противниками многоуровневой подготовки, более того, эти идеи обсуждались в нашем университете задолго до того, как был подписан Болонский протокол. Однако следует иметь четкое представление, в чем ее преимущества и в чем ее недостатки по сравнению с многоуровневой подготовкой специалистов. Даже на Западе, где двухуровневая система имеет глубокие исторические корни, бакалаврский уровень не востребован работодателями и не пользуется популярностью в среде обучающихся как завершающая стадия высшего образования. Но если рассматривать бакалавриат как первую ступень высшего образования, на которой выпускник-бакалавр может оценить свои возможности и принять осмысленное решение о выборе дальнейшей образовательной "траектории", то такой подход, на мой взгляд, весьма целесообразен. При этом интервал между уровнями подготовки либо отсутс твует, либо может быть заполнен конкретной практической работой или стажировкой на предприятии.

Что касается сроков обучения, то при реализации ныне действующего государственного образовательного стандарта по большинству специальностей предусматривается 5-летний срок обучения. Но полноценных инженеров, особенно для высокотехнологичных отраслей, как показывает наш российский опыт, следует готовить не менее пяти с половиной лет. К сожалению, остается пока открытым другой вопрос: как будет финансироваться магистерский уровень подготовки и не приведет ли это к перекладыванию финансового бремени на плечи обучающихся, а следовательно, к ограничению талантливой, но финансово не обеспеченной молодежи в доступе к получению магистерского образования.

Известия: Как, по вашему мнению, можно преодолеть коррупцию в высшей школе?

Стажков: Я думаю, что чисто административными методами справиться с этим пороком вряд ли удастся. Нужен комплексный, системный подход. Здесь и решение проблемы достойного финансирования высшей школы, и использование современных методов обезличенного контроля и оценки знаний, и привлечение студенческой общественности к контролю соблюдения академических норм, законов и этики. Нужно использовать зарубежный опыт, генерировать новые предложения. В качестве одного из предложений может быть следующее. Сегодня в вузах, как правило, вместе учатся студенты-бюджетники и студенты-контрактники. Зачастую уже после первой сессии ряд студентов-контрактников демонстрирует более высокие показатели в учебе, чем некоторые их сокурсники-бюджетники. Но в соответствии с Законом об образовании нельзя перевести бюджетников-троечников в разряд контрактников, а на их место - хорошо успевающих контрактников. Мы лишь можем перевести контрактников на освободившиеся бюджетные места по причине отчисления и х однокурсников-бюджетников. Для обеспечения, если так можно выразиться, академической справедливости, наверное, следовало бы ввести поправки в Закон об образовании, которые позволили бы по результатам семестровой успеваемости осуществлять ротацию и обеспечивать бюджетным финансированием лучших студентов. При этом создалась бы ситуация, когда лучшие студенты весь срок обучения в вузе учились бы за счет государства, худшие - за свой счет, а середнячки - частично за счет государства, а частично - за свой. Во-первых, это справедливо, во-вторых, сняло бы напряжение при поступлении в вуз, когда все стремятся поступить на бюджетную форму обучения всеми правдами и неправдами, в-третьих, стимулировало бы студентов к учебе и мотивировало контроль с их стороны и участие в справедливом распределении бюджетных мест. Однако эта система будет работать только в сочетании с обезличенным контролем знаний, который довольно широко и успешно применяется в зарубежных вузах.

Известия: Что вы можете сказать о международной деятельности университета и приемлемости для ВОЕНМЕХа таких принципов Болонского процесса, как взаимное признание российских дипломов в Европе и студенческой мобильности?

Стажков: Специфика нашего вуза такова, что долгое время мы не могли развивать международные связи. Только в начале 1990-х годов, когда с приобретением статуса университета в ВОЕНМЕХе появились социально-экономические и гуманитарные направления подготовки специалистов, мы получили возможность интегрироваться в международные проекты. Университет сотрудничает с рядом европейских стран и США. В следующем году мы будем отмечать 15-летие с начала российско-норвежского сотрудничества, в рамках которого БГТУ совместно с университетом города Будо реализовали уже несколько образовательных проектов, в их числе - Master of Business Administration and Engineering и Master of Business Administration (executive). ИМБК сегодня входит в десятку лучших бизнес-школ Петербурга.

Успешно реализуется проект "Международная аспирантура". Аспиранты готовят диссертации на уровень российского кандидата наук и международной степени Ph.D. под руководством трех научных руководителей (российского, норвежского и из третьей европейской страны), соответствующие российским и международным требованиям послевузовского образования.

Что касается инженерной подготовки, особенно по высокотехнологичным направлениям и, тем более, оборонным специальностям, то здесь мы можем работать только в рамках межправительственных соглашений и в соответствии с нормами экспортного контроля. Тем не менее у нас развивается сотрудничество с рядом стран, таких как КНР, Вьетнам, страны ближнего зарубежья, которые направляют к нам студентов на открытые инженерные специальности, осознавая высокий уровень российской инженерной высшей школы и особенно инженерной школы ВОЕНМЕХа. С сентября стартовал новый российско-германский образовательный проект "БГТУ-FESTO" в области автоматизации производственных процессов.

В целом в университете реализуется несколько подобных проектов, основанных на сотрудничестве как с зарубежными фирмами, так и с российскими предприятиями. Я вижу в этом залог успешного развития ВОЕНМЕХа как одного из ведущих вузов страны.

Илья Нефедов




Вернутся в раздел Юридические статьи