На минувшей неделе в вузах города горячо обсуждались слухи о том, что Минобразования разрабатывает проект отмены выборности ректоров вузов и их назначения по схеме, схожей со схемой назначения губернаторов.
По нашим данным, пока в Госдуме такого законопроекта нет - рассматривается только давний законопроект о введении института президентов вузов и свежий - о введении аттестационных показателей для ректоров. Последний документ будет иметь последствия главным образом для негосударственных вузов, в которых ректорами порой избирают самых неожиданных людей. К нововведениям в практике назначения ректоров ни тот, ни другой отношения не имеют.
По мнению проректора Политехнического университета Виктора Глухова, до тех пор пока не будут ясны детали этих предложений, говорить не о чем. При этом надобности в реформах он не видит: "Действующая избирательная процедура полностью отвечает принципам самостоятельности вузов, и отказ от нее может привести к самым серьезным последствиям для российской высшей школы". Немногочисленные в вузовской среде сторонники "назначительной" практики ссылаются на пример Германии, где руководителей вузов назначают, и намекают на то, что иначе ректоров-ветеранов из их кресел не вытащить (в качестве примера приводятся четвертый срок ректора МГУ Садовничего и третья пятилетка ректора СПбГУ Людмилы Вербицкой).
Как бы то ни было, слухи о переходе от выборов к назначению абсолютно логичны. С одной стороны, возможность избирать ректоров, возвращенная вузам в 1993 году, плохо вписывается в формируемую в стране вертикаль власти. С другой, государство желает контролировать вузовские финансы - сейчас громадный объем платных услуг в сфере образования остается в значительной степени "теневым". Таким образом даже угроза перехода к назначениям ректоров - это инструмент борьбы с университетской "олигархией", имеющей значительное политическое влияние на местах и управляющей серьезными денежными потоками.
Александр Пронин