Почти анекдотическая ситуация сложилась сейчас на рынке потребительских услуг. Продавцы, изощряясь в способах манипуляций с гирями и весами, без всякого стеснения лишают покупателей потом и кровью заработанных копеек, те же в ответ, предпочитая не влезать в конфликты, молчаливо выплачивают улыбчивым торговцам незаслуженные "чаевые". Плановые рейдовые проверки городских продуктовых рынков показали, что обвешивают покупателей практически везде.
Петербургские организации по защите прав потребителей существующее положение вещей не устраивает, и они всячески стараются бороться с правонарушениями. С этой целью в городе организуют плановые и внеплановые рейды, в одном из которых принял участие корреспондент "РГ".
В Невском районе Петербурга уже отмечались проблемы такого рода. Не зря во время недавнего объезда губернатор города Валентина Матвиенко обратила внимание на огромное количество нарушений, в том числе и в деятельности торговых точек.
Стоим у входа на рынок, обговариваем детали. Мне, как девушке вполне безобидной, способной усыпить бдительность слишком осторожного продавца, достается предательская роль покупателя. Вместе со мной к прилавку должны отправиться еще как минимум два свидетеля, так как частенько покупатель, пожелавший проверить товар на контрольных весах, возвращаясь к месту его приобретения, уже не может ничего доказать. Чек при этом, как выяснилось, уликой не является, изворотливость продавцов не знает границ.
Заходим в магазин. "Кормильцы" гордо возвышаются над прилавками. Мучаясь угрызениями совести, различаю среди них лицо будущей "жертвы". "Добрый день, чего пожелаете?" - слышу приветливый голос. Соображаю, чего бы такого экзотического взять. Под прицел попадают персики, груши, виноград и недозрелые сливы. "Берите, берите, все сладкое, сочное. Сами попробуйте", - распевает продавщица. Киваю головой, пытаясь прожевать безвкусную "стеклянную" сливу. Почему-то беру два килограмма. Судя по выражению лица продавщицы, ей самой это кажется странным. "Итого 300 рублей", - подводит она итог. Протягиваю деньги... А в это время к прилавку подходят сотрудники из отдела по защите прав потребителей. "Ну что вы, мальчики?" - "искренне" недоумевает не очень удивленная продавщица. И тут мне предоставляется редкая возможность понаблюдать, каким образом вежливые и приветливые торговцы обманывают нас, не менее вежливых покупателей. Поворачиваем весы... и вся наша честная компания понимает, что на тыльной стороне товарной чашки закреплен магнит, который и перетягивает стрелку в нужном для продавца направлении. Это один из самых распространенных и довольно примитивных способов. Часто также используют утяжеленные гири, подвешенный к чашке весов груз (в случае опасности леска, с помощью которой он крепится, быстро перерезается).
Благодаря таким несложным манипуляциям я переплатила за товар рублей 25-30. Одним словом, ловкость рук и никакого мошенничества. И в глазах нашей продавщицы ни капли сожаления... Вряд ли можно однозначно сказать, кто прав, кто виноват в этой ситуации. Ведь и торговцы решаются на обман явно не от хорошей жизни и не из-за природной нечестности.
- Спрашиваете, почему? Да все потому, что товар к нам приходит и гнилой, и порченный, списания нет... А все шишки на нас, и платить надо из своего кармана. Хозяину и дела нет, -объясняет продавщица.
- А если за подобные правонарушения вам пришлось бы нести уголовную ответственность, как тогда? - интересуется начальник отдела по защите прав потребителей Руслан Власов. По мнению сотрудников отдела, именно отмена закона об уголовной ответственности (ст. 200 УК ) привела к тому, что теперь покупателей обманывают практически везде, причем недовес составляет не 20-50 грамм, а 100 и более. И если человек с достаточно высоким уровнем дохода может и не почувствовать, как из его кошелька случайно исчезли лишние 10-20 рублей, то для пенсионеров, едва сводящих концы с концами и подсчитывающих копейки, это весьма ощутимая потеря.
Тем не менее на сегодняшний день судебная практика в этой сфере практически отсутствует, нет ни одного выигранного дела. Потому и рейды особых результатов не дают. Нет сдерживающего фактора: штрафы с продавцов, конечно, взимаются, но относительно небольшие (от 500 рублей до 1,5 тысячи), поэтому они и не особо переживают.
Впрочем, в правоохранительных и контролирующих органах отношение к введению уголовной ответственности за подобные нарушения неоднозначно.
- На мой взгляд, делать это не стоит, - говорит начальник Невского РУВД Евгений Платонов. -Такая статья у нас уже когда-то была, но к лучшему ничего не изменилось. Если мы хотим, чтобы правонарушений не было, нужно сделать их экономически невыгодными, изучить причины, которые порождают проблему. С моей точки зрения, надо бы при системных нарушениях лишать продавцов лицензий, не давать им возможности заниматься торговлей. Тогда, вероятно, были бы результаты. А с позиции силы решать проблему нельзя.
- Бытует мнение, - добавляет начальник районного УВД, - что в Невском районе ситуация в сфере потребительского рынка - одна из самых неблагоприятных. Но по каким показателям мы судим? Количество правонарушений - это ведь не всегда показатель. Наше РУВД установило жесткий контроль за деятельностью торговых точек, ведет активную работу в данном направлении. Результатом такого неустанного контроля и является большое количество оформленных протоколов.
Исполняющий обязанности начальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка Георгий Клименко отмечает:
- Да, статья 14.7 (обман, обвес) , по которой мы работаем сейчас, малоэффективна. В этом году у нас в районе зафиксировано 800 правонарушений в сфере потребительского рынка. Когда был закон об уголовной ответственности, продавцы боялись за свою судьбу, сто раз думали, прежде чем решиться на обман. Теперь их ничего не останавливает, и штрафы не пугают. Наверное, уголовная ответственность все-таки должна быть, хотя как человек я способен понять и бедную продавщицу с копеечной зарплатой. Нужно ведь учитывать и экономические условия, в которых мы живем.
А в главной организации города, курирующей ныне ситуацию с розничной торговлей, проблему "обвеса" прокомментировали так:
- На сегодняшний день, - говорит Лидия Кожина, начальник отдела по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора, - мне сложно говорить о каких-то конкретных результатах работы в данном направлении. Конечно, плановые и внеплановые рейды по продуктовым рынкам у нас проходят, и при каждой проверке мы делаем контрольные закупки - выявляем торговые точки, продавцы которых обманывают покупателей. Тем не менее после объединения с Госсанэпиднадзором у нас изменился стиль работы, появилось множество других функций, и подобных проверок стало гораздо меньше. Что же касается закона об уголовной ответственности, на мой взгляд, его следовало бы принять, но действовать он должен только по отношению к серьезным правонарушениям.
Так что особо доверчивым покупателям сегодня следует руководствоваться принципом: на закон надейся, а сам не плошай! И требовательно отстаивать свои права.
Алина Садовская