Юридические статьи

Мирись, мирись, мирись и больше не судись?



В минувшую пятницу во Дворце труда состоялось открытие Центра примирительных процедур по трудовым спорам. Специалисты этого необычного учреждения намерены заниматься как коллективными, так и частными обращениями людей, которые полагают, что их интересы нарушены. Поиск разумных путей урегулирования трудовых споров, по их мнению, существенно снизит нагрузку, приходящуюся на суды общей юрисдикции и мировых судей. Центр создавался в рамках проекта ЕС "Трудовое законодательство и арбитраж".

Известно, что коллективные трудовые споры возникают прежде всего в связи с невыполнением работодателем условий коллективного договора. Причем только Комитетом по труду и социальной защите населения в Петербурге зарегистрировано более 2800 действующих коллективных договоров. Если возникает трудовой спор, в который нередко бывает втянут весь коллектив, разумно не доводить дело до суда или забастовки, а по возможности разрешать проблемы мирным путем.

Непосредственно в день открытия центра в его стенах начал работу двухдневный семинар на актуальную тему: "Развитие внесудебных методов разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации". Его участники говорили о существующих противоречиях законодательства, о трудовых спорах и социальном партнерстве. Эксперты отметили, что до сих пор не решена судьба целого ряда федеральных законов, принятых до введения в действие Трудового кодекса РФ и подлежащих приведению в соответствие с ним. Применительно к сфере социального партнерства речь идет прежде всего о федеральных законах "О коллективных договорах и соглашениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О коллективных трудовых спорах".

Участники семинара предложили скорректировать само понятие социального партнерства, закрепленное в статье 23 ТК РФ, где сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления можно считать сторонами социального партнерства лишь тогда, когда они "выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами". Таким образом, государство фактически уходит из системы социального партнерства в сфере труда, за исключением того случая, когда оно становится работодателем.

Евгения Дылева




Вернутся в раздел Юридические статьи