Госдума и Центробанк ужесточают требования к кредитным организациям Святая святых отечественного банковского бизнеса - информация о реальных владельцах кредитных организаций уже в ближайшее время может появиться в открытом доступе. На этом настаивают власти, которые в ближайшее время намерены предъявить финансовому сообществу страны ряд новых правил игры
Госдума на пленарном заседании одобрила в первом чтении поправки в Законы "О банках и банковской деятельности" и "О несостоятельности кредитных организаций". Согласно этим поправкам до 10% повышается уровень достаточности капитала кредитной организации (норматив Н1 - из числа обязательных требований ЦБ РФ). Законопроект разрешает Центробанку отзывать лицензии банков, уровень достаточности капитала которых не вписывается в норматив, а в том случае, когда данный показатель будет меньше 12%, позволяет ЦБ применять меры по финансовому оздоровлению.
Предполагается, что нововведения начнут работать с 1 января 2007 года.
Хочешь не хочешь, надо укрупняться
По мнению экспертов, новые требования должны подтолкнуть небольшие банки к слиянию с крупными.
Прежнее условие было куда более либеральным: отзыв лицензии предусматривался, когда достаточность капитала была меньше 2%, а оздоровительные меры разрешались при Н1 < 10%.
Впрочем, для малых банков еще не все потеряно, ибо среди парламентариев у них нашлись защитники в Госдуме. Еще в ходе заседания банковского комитета, готовившего проекты поправок, предпринимались безуспешные попытки смягчить нормативы. Не нашла поддержки и идея не вменять Центробанку в обязанность отзывать лицензию у банков, нарушающих норму, а лишь наделить его таким правом.
Неизвестно, сколько именно кредитных организаций столкнется с реальными проблемами, если поправки вступят в силу в их нынешнем виде.
Как сообщил директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин, средняя величина норматива достаточности собственных средств в российских банках в настоящее время составляет около 18%. У тридцати крупнейших банков России, по данным того же источника, величина этого норматива чуть ниже (около 16%), а из 1300 банков, имеющих лицензии на привлечение вкладов физлиц, ни один не имеет уровень достаточности капитала ниже необходимых 10%.
Схожими данными располагает и ЦБ: на конец 2004 года среднее значение норматива достаточности собственного капитала во всей банковской системе страны составило 17,3%, а по 30 крупнейшим банкам - 16,4%.
В целом первая реакция банковского сообщества на предложение изменить нормативы была положительной. Финансисты считают, что принятие законопроекта повысит финансовую устойчивость кредитных организаций, укрепит доверие инвесторов к российской банковской системе и стимулирует банки к дальнейшему наращиванию капиталов либо за счет привлечения кредитов, либо через капитализацию прибыли, либо при помощи собственников.
Владельцы не должны скрываться
В ближайшее время Центробанк намерен заметно ужесточить требования к владельцам кредитных организаций. В официальном издании "Вестник Банка России" опубликовано положение "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации". Оно вступит в силу 20 июня. Потенциальным банкирам теперь придется доказывать происхождение своих средств и их достаточность для участия в капитале кредитной организации.
Легче придется тем, кто не претендует на владение контрольными и блокирующими пакетами: до 0,5% акций кредитной организации можно приобрести без подтверждающих документов и контрольных процедур. Остальные будут вынуждены пройти серьезную проверку. В ЦБ ожидают, что новые требования помогут лучше защитить интересы кредиторов банков.
На этом положении, как уже очевидно, Банк России не остановится. На недавнем банковском конгрессе в Петербурге представители ЦБ сообщили, что совместно с Минфином готовят поправки в Закон "О банках и банковской деятельности". В частности, планируется ввести понятие "реальные владельцы банка, оказывающие влияние на его деятельность". К числу таковых смогут относиться физические лица, не являющиеся резидентами оффшоров, государственные структуры и публичные компании.
Если эти поправки пройдут, то компании с формой собственности ООО на долю в банке претендовать более не смогут. Другое предложение касается лишения права голоса на совете директоров собственников, которые скрывают информацию о себе. При этом такие сведения в ближайшее время могут появиться в открытом доступе - на сайте банка или ЦБ.
Проблема непрозрачности в вопросах владения кредитными организациями в России стоит с момента становления финансового рынка, и сейчас, похоже, регулятор всерьез взялся за решение этого вопроса.
Первой ласточкой стали выдвинутые ЦБ условия формирования системы страхования вкладов, вступление в которую оговаривалось раскрытием весьма значительных объемов информации о владельцах. Для кредитных организаций, желающих вступить в систему, регулятор установил жесткие параметры прозрачности.
Руководители ЦБ уже заявили, что вполне довольны результатами этого шага, и если раньше имена реальных собственников в большинстве своем были неизвестны, то сегодня положение заметно изменилось.
По мнению представителей ряда банков, инициативы ЦБ РФ подоспели как раз вовремя. Если прежде вопросы прозрачности кредитных организаций всерьез волновали главным образом крупных клиентов - юридических лиц (а им, при необходимости, информацию раскрывали персонально), то сейчас на рынке появляется все больше частных клиентов с большими деньгами, которые тоже желают знать, кому они доверяют свои финансы.
Момент истины еще не наступил
Инициатива Центробанка должна стать очередным моментом истины для участников финансового рынка. Очевидно, что едва ли кто-то из финансистов осмелится выступить с открытой критикой предложенных поправок: последствия могут оказаться самыми неблагоприятными. Во всяком случае нелегко представить людей, согласных иметь денежные отношения с организацией, не желающей сообщать информацию о своих владельцах.
Свою выгоду от раскрытия реальных собственников получает и Центробанк. Напомним, что в 2004 году была принята поправка к Закону о банкротстве кредитных организаций, предусматривающая, что их владельцы несут ответственность собственным имуществом за неудовлетворительное состояние и банкротство банков. Если Банку России удастся сделать публичной информацию о владельцах кредитных организаций, эта мера станет заметно более эффективной.
Правда, полностью уберечь рынок от недобросовестных бизнесменов инициативы Центробанка едва ли смогут. Как известно, у российских предпринимателей накоплен богатый опыт использования услуг фиктивных собственников. Конечно, после того как информация о собственниках банков станет публичной, приписывать владение миллионными капиталами бомжам или пенсионерам (что еще в недавней практике отечественного бизнеса встречалось сплошь и рядом) будет трудно, но, тем не менее, формальную лазейку для подставных лиц закон пока не закрывает.
По мнению экспертов, выход - принять более четкие стандарты прозрачности, нежели просто опубликовать информацию о владельцах кредитных организаций.
Юрий Сергеев