Юридические статьи

Управляющие компании на низком старте



В течение 2004-го года они смогут брать в управление не только дом, включая нежилые помещения, но и входящий в состав кондоминиума участок земли

Завтра рабочая группа во главе с и.о. вице-губернатора Олегом Виролайненом рассмотрит в окончательном варианте положение о порядке конкурсного отбора управляющих компаний и подрядных организаций для обслуживания жилищного фонда Санкт-Петербурга.

До конца года это положение будет принято правительством Петербурга и вступит в силу с начала 2004 г.

Однако большинство участников рынка считает, что эффективность его действия будет зависеть от тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Данное положение первоначально подготовлено Ассоциацией управляющих и эксплуатационных организаций, согласовано с Ассоциацией ЖСК, ТСЖ И ЖК, также с ним ознакомилась Гильдия управляющих и девелоперов.

Положение о порядке конкурсного отбора управляющих компаний и подрядных организаций для обслуживания жилищного фонда разработано в целях реализации статьи 24 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Концепции реформ в жилищной сфере, одобренной Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 11.12.96 №20 "О мерах по проведению реформ в жилищной сфере" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 №425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и во исполнение распоряжений губернатора Санкт-Петербурга от 13.03.97 №198-р, от 15.09.97 №947-р.

Положение определяет порядок организации и проведения конкурсов на право заключения договоров на техническое обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда и придомовых территорий, приоритет при выборе подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту и благоустройству жилищного фонда (конкурсов), для обеспечения надлежащего состояния жилищного фонда и придомовых территорий.

Жилищный фонд и придомовые территории будут выставлять в конкурсном предложении на техническое обслуживание и ремонт комплексно.

Конкурсная документация должна содержать технико-экономическую информацию в объеме, достаточном для принятия потенциальными участниками решения о целесообразности участия в конкурсе и подготовке конкурсных предложений.

Игорь Синькевич, генеральный директор ООО "Прокси":

"Данное положение, по сути, повторяет распоряжение губернатора 5-летней давности. Идея, конечно, хорошая, но в ближайшее время оно вряд ли будет действовать. Проблема -- в действующих тарифах. Я считаю, что тарифы должны быть договорными, но, естественно, экономически обоснованными. Действующие тарифы выгодны управляющей организации только в случае обслуживания нескольких многоквартирных домов, находящихся в непосредственной близости друг от друга.

Я считаю, что необходимо ужесточить требования к компаниям, занимающимся обслуживанием жилищного фонда. В сентябре 2003 г. была создана Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере. Это добровольное объединение коммерческих организаций, созданное для координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. В Ассоциацию входит 15 компаний, которые обслуживают 80% ЖСК и ТСЖ. Однако эти 15 организаций составляют 13-15% от всех работающих на рынке.

На мой взгляд, необходимо провести распоряжением губернатора реестр организаций, которые являются состоятельными для осуществления деятельности в сфере обслуживания и эксплуатации жилищного фонда. В настоящее время многие организации прикрываются лицензией на строительство, но не имеют специальных лицензий на обслуживание тепловых и электрических сетей. Я считаю, что такая практика должна уйти в прошлое".

Евгений Пургин, генеральный директор ООО "Управляющая компания "СТАКС":

"Данное положение -- первый шаг к тому, чтобы нарушить доминирование государственных структур в управлении жилищным фондом. Я считаю, что в случае вступления в силу положения все компании будут находиться в равных условиях. Однако ныне существующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги не будут способствовать конкуренции на рынке. Ныне действующие тарифы убыточны для управляющих компаний, поэтому пока что участвовать в таких конкурсах не имеет смысла. По имеющейся у меня информации, тарифы в ближайшее время будут пересмотрены в сторону увеличения.

Конкуренция на рынке эксплуатации и обслуживания жилья возникнет только тогда, когда тарифы будут в несколько раз выше существующих".

Олег Вихтюк, начальник управления по работе с объединениями собственников жилья - заместитель председателя Комитета по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга:

"Данное положение создаст конкурентные условия работы на рынке обслуживания жилищного фонда. Работы капитального характера уже осуществляются по конкурсу. Что же касается технического обслуживания, то конкурсный отбор управляющих или подрядчиков в настоящее время не реализован. С принятием данного положения такая возможность появится.

Пока же Государственное управление жилищного агентства (ГУЖА) обслуживает 85% жилищного фонда Петербурга и фактически является локальным монополистом в пределах своей территории. Это обременительно для ГУЖА, соответственно, у него нет заинтересованности в качественном обслуживании.

Кроме того, пока отсутствует механизм смены управляющей компании. Если это положение вступит в силу, то ситуация изменится. Еще один важный момент -- управляющие компании могут брать в управление не только дом, включая нежилые помещения, но и входящий в состав кондоминиума участок земли. Таким образом будет осуществляться комплексное управление. В результате в Петербурге будут созданы конкурентные условия, что в конечном итоге позволит улучшить качество обслуживания жилого фонда и снизить его стоимость. Я надеюсь, что в течение 2004 г. мы перейдем на предлагаемую систему".

Александр Новиков




Вернутся в раздел Юридические статьи