CПб. Власти Петербурга намерены к 2010 г. ввести город в пятерку крупнейших туристических центров Европы с количеством посещений в 5 млн туристов в год.
Однако участники туристического рынка проекты городского правительства оценивают скептически.
Оборот рынка туристических услуг в Петербурге в 2005 г. составит $1-1,2 млрд. Проведенный опрос основных участников этого рынка позволяет говорить, что город недополучит $100-200 млн. Как отмечают в Северо-Западном региональном отделении Российского союза туриндустрии, поток иностранных туристов сократился на 19% по отношению к прошлому году. Это связано с возросшей стоимостью петербургского "туристического пакета": неделя пребывания, например, в Бельгии стоит дешевле, чем 2-3 дня в Петербурге.
"Одной из причин также может являться то, что туристы предпочитают пользоваться не услугами турагентств, а приезжать самостоятельно", - считает Лидия Кузнецова, заместитель директора ООО "ЛиК Вояж" (57347)*.
5:5:5
В октябре 2005 г. была принята программа развития Петербурга как туристического центра , основанная на концепции, разработанной по заказу МЭРТ специалистами The Bos-ton Consulting Group (BCG). Главная цель предпринимаемых действий - войти за 5 лет в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством посещений в 5 млн туристов в год (концепция, которую эксперты BCG называют "5:5:5"). Ожидаемый доход от реализации этой программы к 2010 г. должен составить, по мнению Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, 125-130 млрд рублей.
В этом году город посетило около 1,8 млн туристов. "На мой взгляд, в этой программе делаются акценты далеко не на самых важных вещах, - считает Арнольд Быховский (620090)*, генеральный директор ЗАО "Грифон", один из корифеев тур-индустрии города. - В первую очередь нужно снижать цены на услуги: открывать дешевые гостиницы, добиваться скидок у перевозчиков для туристических групп и т.д. Кроме того, в настоящее время Петербург ориентирован на иностранных пенсионеров, а стоит заинтересовывать молодежь. Для этого нужно организовывать и продвигать на международном рынке различные фестивали, концерты".
Сегодня в городе действуют около 1200 турфирм. По мнению ведущих участников рынка, на смену обособленным турагентствам в обозримом будущем придут сети, способные предложить более выгодную цену. Сегодня доля сетей на рынке туристических услуг не превышает 20-30%. Ожидается, что через 2-3 года она превысит 50%.
Туризм в Петербурге сейчас в большей степени ориентирован на иностранных пенсионеров. Чтобы привлечь молодежь, которая и путешествует чаще, и тратит больше, нужно продвигать на международном рынке соответствующие продукты - фестивали, концерты.
цифры
Распределение различных типов гостиниц в соответствии с долей
В суммарном обороте В общем количестве
гостиниц мест
Первый класс 25% 7%
Средний класс 45% 49%
Экономкласс 21% 19%
Ведомственные, общежития 2% 13%
Мини-гостиницы 7% 12%
Распределение оборота петербургского рынка туристических услуг
операторы туристических услуг 42%
туристические агентства 10%
экскурсионная деятельность 3%
гостиницы 45%
Источник: исследовательская компания "ЭКРО-RG"
Хорошева Светлана