С 1 января туризм в Петербурге начнут развивать по специальной программе, утвержденной в октябре губернатором . На ее реализацию в 2006 году в городском бюджете заложено 150 млн руб.
Вообще-то принять программу правительство города должно было еще в мае - таков был наказ губернатора города Валентины Матвиенко после презентации в апреле разработки международной консалтинговой компании BCG стратегии под названием «5-5-5», что означает: через пять лет принимать в Петербурге пять миллионов туристов в год и войти в пятерку крупнейших туристских городов Европы. Тогда она подверглась громкой критике со стороны турбизнеса, и, видимо, поэтому с принятием документа в правительстве решили повременить, подождать когда страсти поутихнут.
Однако по ряду объективных причин тянуть дальше было нельзя: итоги сезона 2005 года характеризовались снижением туристского интереса к Петербургу, что некоторые назвали чуть ли не кризисом в туризме. Спасти от него могли только конкретные шаги, предпринятые городской администрацией.
Полное название главного теперь руководства к действию звучит многообещающе: «Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2006-2010 годы». Представители отрасли высоко оценили этот документ, при этом назвав его амбициозным, так как задачи, которые он должен решить, довольно сложны. Стратегию трех пятерок как цель сохранили.
В процессе реализации программы городская администрация хочет добиться следующего: на 20% увеличить поток туристов в высокий сезон и, как сказано в документе, выровнять сезонность в среднем на 15%. Последняя формулировка не совсем понятна, и, видимо, в переводе на простой язык все вместе может означать не что иное, как много туристов в Петербурге независимо от времени года.
Председатель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев считает, что сам факт появления документа можно считать прорывом: раньше такого рода задачи в рамках отрасли город никогда не ставил и, тем более, не решал. «Радует уже то, что туризм официально назван стратегическим сектором экономики города, - подчеркнул он. - Прежде мы часто слышали: «А зачем нам туризм?» Теперь этот вопрос снят».
Ясно, что только этот факт не может сразу решить все проблемы. Многое зависит от степени важности и уровня исполнения программных мероприятий.
Основным направлением развития туротрасли назван культурно-познавательный туризм. Любопытно, что когда-то большое будущее прочили конгрессной деятельности в Петербурге как способу привлечения туристов в низкий сезон. Но, видимо, разработчики программы решили ничего не изобретать и остановиться на классике. Правда, создание так называемого конвенционного бюро (структуры, отвечающей за привлечение в город конференций и выставок) в программе все-таки предусмотрено, но эту задачу будут решать в рамках основной - обеспечить работу Агентства городского маркетинга Петербурга (АГМ).
Ответственность за выполнение программы распределили почти между всеми отраслевыми комитетами правительства. Но главное действующее лицо - Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), который в 2006 году и получит из бюджета эти 150 млн руб. Основная часть денег (и в последующие годы тоже) уйдет на разработку и реализацию маркетинговой стратегии развития Петербурга, проще говоря, на рекламу. На 2-м месте - расходы на АГМ. За статистику, равно как и за увеличение номерного фонда гостиниц, также отвечает КИСП. Правда, финансирование там незначительное.
Отметим, что помощь музеям в 2006 году не предусмотрена. Это своего рода парадокс, если вспомнить, что мы собрались развивать культурно-познавательный туризм. Опросы показывают, что многие иностранные туристы обращают внимание на то, что российские музеи, обладая отличными коллекциями и фондами, не умеют их хорошо преподнести посетителю.
Министерство культуры РФ уже сделало прогноз: при нынешнем объеме бюджетного финансирования к 2010 году только треть музеев страны будет находиться в удовлетворительном (!) состоянии.
Объективно и другое: на данный момент ресурсов для увеличения числа туристов в городе нет. Городская инфраструктура сегодня к этому просто не готова. Транспортная составляющая отрасли пока оставляет желать лучшего. Эту проблему, хочется верить, будут решать другие программы.
«Каждые полгода надо проверять, как работает программа. Если произойдет запаздывание одного из звеньев цепочки, все усилия будут бесполезны», - уверен Сергей Корнеев.
Риск такой есть. Потому профессионалы отрасли считают, что правильнее было бы сейчас решать другую задачу - постараться увеличить продолжительность пребывания туристов в городе. Нагрузка на инфраструктуру - та же, а доход гораздо больше.
Экономический эффект от программы тоже подсчитали. За 5 лет он должен составить 125-130 млн руб. Как планируется, поступления в бюджет города возрастут в 2,5 раза и будут составлять к 2010 году около 7 млрд руб. в год.
Ольга Архангельская