На следующей неделе правительство внесет в Госдуму РФ законопроект Минтранса РФ, касающийся создания Российского международного реестра судов.
Главной приманкой для судовладельцев, зарегистрированных под иностранными флагами, станет отмена необходимости платить пошлины за ввоз иностранных судов в Россию и НДС для новых судов. Сейчас эти единовременные выплаты достигают нескольких сот тысяч долларов (более 20% от стоимости судна). В большинстве иностранных удобных реестров это правило не существует. Кроме того, иностранные банки, кредитующие постройку новых судов, настаивают на обязательной их регистрации под определенным флагом, как правило, не российским.
По данным министра транспорта РФ Игоря Левитина, из 211 судов, построенных для российских компаний за последние 12 лет, менее 20 судов ходят под российским флагом. Его ведомство предполагает, что, если законопроект будет принят в том виде, как предложило министерство, за 7-10 лет за счет частных средств будет создан российский флот из 750 судов стоимостью $13 млрд.
"Сейчас только 5% российских грузов перевозится российскими судами, а это ставит промышленность в зависимость от иностранных транспортных компаний, - отмечает сотрудник управления эксплуатации флота "Совкомфлота" (11594)* Виктор Юрьев. - Планируется, что в ближайшие годы новый реестр доведет этот показатель хотя бы до 40%".
В целом в "Совкомфлоте" (крупнейший российский судовладелец по дедвейту судов) новый реестр приветствуют, однако никто из руководства компании, почти все суда которой ходят под иностранными флагами, не смог подтвердить намерения компании переводить суда под российский флаг.
Лебедев Денис