Федеральные власти наконец определились с общими чертами реформы кораблестроения, разговоры о которой шли несколько лет. Ее концепцию по заказу Минпромэнерго разработало ФГУП "ЦНИИ им. академика Крылова" при участии ЦНИИ технологии судостроения. И, как заявил руководитель Федерального агентства промышленности (Роспром) Борис Алешин, на рассмотрение правительства РФ программа реформирования отрасли будет представлена уже в 2006 году. Насколько предприятия отрасли готовы к этой реформе, выясняла Александра Грицкова.
"Программа реформы судостроения рассчитана на 2006-2010 годы, за это время будут созданы основные крупные компании -- дивизионы по видам деятельности", -- пояснил глава Роспрома. По его словам, речь идет о двух-трех холдингах. В частности, этим летом господин Алешин впервые озвучил идею создания государственно-частного партнерства на базе ОАО "Северная верфь" и трех конструкторских бюро -- ФГУП "Северное ПКБ", ОАО "Невское ПКБ" и ФГУП "ЦМКБ «Алмаз»". А с того момента как Балтийский завод перешел под контроль владеющего "Северной верфью" Межпромбанка, глава Роспрома заявил о намерении создавать партнерство на базе двух флагманов петербургского судостроения. Вместе с тем очевидно, что Роспром еще не договорился с Межпромбанком: источник в банке заявил Ъ, что "организационную форму холдинга еще никто глубоко не обсуждал, и то, о чем заявил Борис Алешин, пока не окончательное решение". Пока, по крайней мере, в Межпромбанке не комментируют даже то, как будет строиться управление "Севернойверфью" и Балтийским заводом. От комментариев по созданию партнерства отказались и руководители ЦМКБ "Алмаз", а также Северного ПКБ. Впрочем, в ЦМКБ "Алмаз" Ъ сообщили, что пока из Роспрома им не поступало каких-либо официальных распоряжений по подготовке к интеграции в единую структуру.
Намного быстрее, чем консолидация заводов-кораблестроителей, идет объединение научных институтов, занятых в этой отрасли, а также приборостроительных предприятий. Так, например, на базе ЦНИИ Крылова создается ФГУ "Крыловский научный центр" (подробнее об этом -- в интервью с главой ЦНИИ Валентином Пашиным на стр. 24). Ожидается, что все организационные вопросы по созданию Крыловского центра будут решены в течение полугода, после того как президент РФ Владимир Путин подпишет указ о его создании . Но так или иначе, судостроение начинает возвращаться к той структуре научно-производственных объединений, которая была эффективна в советское время и оказалась разрушена в начале 1990-х годов.