Юридические статьи

Деньги дадут в обмен на качество



С 2000 по 2005 год бюджетные расходы Ленобласти на культуру выросли в 6 раз, на здравоохранение - в 8 раз. Но это вовсе не означает, что при этом прямо пропорционально улучшилось и качество, например, лечебного процесса. К сожалению, ни один бюджет в нашей стране не может служить эталоном эффективности вложений в социальные и другие отрасли. Для того чтобы переломить эту ситуацию, в области сформировали, концепцию бюджетной реформы, ориентированную на достижение качественных результатов.

Врачи генерируют... финансовые идеи

Недавно в Санкт-Петербургской академии государственной службы мне довелось наблюдать, как эта задача решается практически. Здесь проходила очередная, как ее назвали организаторы, штабная сессия главных врачей ряда больниц и лечебных учреждений области.

Слушал выступления и ушам своим не верил. Опытные медики генерировали идеи... в сфере бюджетной политики. Говорили, в частности, о необходимости сокращать цепочки прохождения финансовых средств от областного бюджета до конкретного бюджетополучателя. Обсуждали возможность перераспределения части полномочий по расходованию бюджетных денег между больницами и муниципалитетами. Размышляли о целесообразности формирования консолидированного бюджета каждого крупного лечебного учреждения. Предлагали изменить взаимоотношения в сфере медицинского страхования.

Интересно, а что думают по этому поводу сами бюджетники?

- Региональный комитет финансов выступил инициатором уже нескольких таких сессий, - объяснил вице-губернатор Ленобласти Александр Яковлев. - По сути, проводится важный для нас эксперимент. Пожалуй, впервые в стране оценка эффективности бюджетирования осуществляется по вертикали не сверху вниз, а снизу вверх. Это позволяет посмотреть на весь бюджетный процесс с районного уровня и увидеть принципиально новые пути его совершенствования. Так, прошедшие сессии позволили убедиться: от того, какая схема финансирования лечебного заведения будет выбрана, такой во многом окажется и эффективность его работы.

Здравоохранение, образование и социальная защита населения - таковы в Ленобласти пилотные проекты программы реформирования региональных финансов области, которая в прошлом году была признана одной из наиболее перспективных в стране. Субъект тогда получил возможность побороться за грант в размере 165 млн рублей из целевого федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и с этой задачей справился.

Пилотные проекты реформы

Недавно область отчиталась в министерстве о том, что сделано в ходе первого этапа преобразований. По итогам отчета она вошла в тройку российских субъектов, наиболее активно занимающихся совершенствованием бюджетного процесса. И регион дополнительно получит из федерального фонда еще 6 млн. рублей.

Субъект выделил главные для него цели реформы. Это повышение качества бюджетных услуг, инвентаризация и реструктуризация бюджетных расходов и долговых обязательств. К приоритетам отнесены сокращение бюджетных издержек, повышение эффективности вложения средств, обеспечение конкретных ощутимых результатов финансирования.

Кроме того, в области определены пять районов, которые сориентированы на конкретные задачи, связанные со снижением уровня заболеваемости и смертности. Проведены опросы населения, касающиеся работы здравоохранения. Полученные ответы, касающиеся оценки обслуживания медицинских работников, заставили о многом задуматься участников эксперимента.

Как подчеркивают в областном комитете финансов, уже при подготовке бюджета на 2007 год результаты проделанной работы будут широко использованы на практике. Предстоит обосновывать необходимость бюджетных расходов. А результаты финансирования потребуют точных расчетов уже на стадии бюджетных проектировок. Должен возобладать принцип: деньги - качество. Определяющим станет получение социально-экономического эффекта от затраченных средств. На тех направлениях, где удастся достичь максимальной эффективности, будут впредь аккумулироваться основные бюджетные ресурсы.

Окупаемость - 5 лет

Новые подходы к бюджетной политике видны уже сейчас. Так, недавно областное правительство представило ЗакСу проект участия области в федеральном конкурсе по созданию особых экономических зон (ОЭЗ). Такую промышленно-производственную территорию предлагается освоить в районе Усть-Луги за три года. Общий объем инвестиций в этот проект, по расчетам комитета экономического развития, составит 11,7 млрд. рублей. При этом затраты областного бюджета не превысят 3,2 млрд рублей, а возможно, они будут еще меньше. Часть средств готовы внести энергетические и другие компании, желающие попасть в ОЭЗ. Кроме того, в случае победы субъекта в федеральном конкурсе ту же сумму, что и субъект, выделит на реализацию проекта федеральный бюджет. Можно рассчитывать, что в этом случае и число компаний, готовых вложить в дело свои капиталы, существенно возрастет.

Не следует забывать и о том, что инвестиции пойдут не только на сам проект, но и на строительство предприятии и инфраструктурных объектов зоны. У региона появятся новые активные налогоплательщики. При этом расходы бюджета будут минимизированы. И еще одно важнейшее обстоятельство: окупаемость вкладываемых областью бюджетных средств составит не более пяти лет. Специалисты отмечают, что это и есть пример бюджетной эффективности.

Петр Владимиров




Вернутся в раздел Юридические статьи