«Исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства», город федерального значения Петербург, как и Москва, формально освобожден от экспериментов по созданию органов местного самоуправления как старой, так и новой редакцией закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» . Более того, объявив внутригородской территорией весь свой субъект Федерации, включая пригородные поселения, наш город застраховал себя от федеральных новаций в этой сфере. Принимаются только те нововведения, которые вписываются в созданную еще начальником юридического комитета мэрии Петербурга Дмитрием Козаком модель, состоящую из 111 произвольно нарезанных муниципальных образований (80 округов, 31 город и поселок).
Стала ли благая идея привлечения широких масс населения к решению местных задач продуктивной, наглядно демонстрируют выборы депутатов муниципальных советов, на которые приходят 10—15% избирателей. Только благодаря титаническим усилиям органов государственной власти, закрывавшей глаза на массовые нарушения, в течение почти десяти лет удавалось избирать местные советы в полном составе. Однако они как и были, так и остались практически без собственности и полномочий,а при их скудном бюджете почти половина средств во многих муниципальных образованиях уходит на содержание руководителей местного самоуправления.
По данным Комитета по работе с исполнительными органами госвласти и взаимодействию с органами МСУ, общий бюджет муниципальных образований в 2005 году составил 2,5 млрд рублей (менее 2% от расходной части бюджета Петербурга). При этом на содержание органов МСУ в среднем будет потрачено 630 млн рублей — 25% общего бюджета (в разных муниципалитетах эта величина колеблется от 10% до 65%). Среднемесячное содержание одного муниципального служащего в городе — 16,5 тыс. рублей, фонд оплаты труда — 355 млн рублей. Штат муниципальных должностей составляет 1793 человек, где сейчас работает 1319 сотрудник. В Петербурге еще и около 7000 госслужащих, а некоторые из них по своим функциональным обязанностям фактически дублируют муниципалов.
В качестве примера приведем МО «Литейный округ», не самый большой в городе, население которого составляет 50567 человек. 35 муниципальных чиновников в среднем получают по 22,5 тыс. рублей. Всего на собственное содержание в его бюджете заложено 13,3 млн рублей (35% бюджета), а по нормативам эта сумма должна быть всего 3,3 млн рублей. Да и в подавляющем большинстве муниципальных образований эти требования нарушаются, причем почти в полусотне местных советов средства на собственное содержание более чем в 2—4 раза превышают норматив. Только 11 муниципальных структур работают в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности, рекомендуемыми Комитетом финансов.
Самое интересное, что запретить такую практику городские власти не имеют права, МСУ не входит в систему госвласти (по Конституции РФ ), и штат, и фонд заработной платы муниципалы определяют самостоятельно. Контрольно-счетная палата производит проверку только средств, выделенных в виде субвенций из городского бюджета, постоянно находя финансовые нарушения. Для дотационных муниципальных образований вполне можно использовать рычаг снижения размера дотаций. Это и попытался сделать Комитет финансов при формировании бюджета 2006 года , проигнорировав предложения депутатов ЗакСа о выделении трансфертов муниципалам. Однако в ноябре городские парламентарии спешно приняли закон «О субвенциях бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Петербурга» и, таким образом, сохранили дотации.
Ни для кого не секрет, что выделение таких субвенций по предложениям депутатов ЗакСа, — это их ресурс использования бюджетных средств на выборные цели. Ведь каждое муниципальное образование имеет свой печатный орган, где всегда можно отразить активность «старшего» депутата. Можно это сделать и с помощью специальной таблички на каком-нибудь дворовом объекте или металлических дверях — «Сделано на средства, выделенные депутатом …».
19 октября Валентина Матвиенко, проводя рабочее совещание с муниципалами, обратила внимание на недопустимость нецелевого и нерационального расходования средств их бюджетов и призвала работать над увеличением доходной части местных бюджетов. Губернатор заявила о необходимости подготовки новой, более эффективной концепции развития МСУ в Петербурге. В частности, она высказала предложение привести его в соответствие с районным делением города.
Касалось бы, это предложение должно было вызвать бурю восторга среди депутатов, отстаивающих районную концепцию МСУ уже более 10 лет и даже не так давно пытавшихся провести по этому поводу опрос населения. Однако депутатский корпус холодно встретил инициативу губернатора. Юрий Гладков (Демократическая фракция): «Укрупнить муниципальные образования в принципе возможно. Если до районных, с передачей им широких полномочий, то город может потерять свою целостность и единство управления.Это можно будет сделать тогда, когда город и область будут объединены». Олег Нилов (фракция «Партия жизни») считает, что «существующая модель местного самоуправления своего потенциала не исчерпала». Честнее всех высказался Вадим Лопатников («Единая Россия»): «Этот вопрос нельзя решать одним махом. Нужно принимать соответствующий закон, и не ранее чем в следующем созыве Законодательного собрания». Конечно, потерять в канун выборов дружбу муниципалов — перспектива весьма не желательная для многих депутатов.
16—17 декабря в Петербурге в соответствии с федеральным законом состоится съезд муниципальных образований города. Он пройдет в рамках ежегодно проводимого семинара-совещания в одном из пригородных пансионатов, на котором от каждого муниципального образования обычно присутствуют по два представителя. Будут избраны 18 членов совета — по одному от каждого района. Будет ли прок от этой организации? Время покажет. Хотя в таком формате организации местного самоуправления, когда город имеет право на собственные решения, но следует в фарватере федерального закона, выхолащивая из его норм суть и часто доводя их до абсурда, вряд ли.
Евгений Герасимов