Юридические статьи

Удар по карману



Правительство намерено распространить монетизацию на самую болезненную для россиян сферу - ЖКХ

На минувшей неделе российское правительство обсуждало итоги монетизации за 2005 год. Итоги признаны успешными.

Теперь правительство, вдохновленное собственными успехами, намерено продолжить дело монетизации, распространив эту идею на самую болезненную для российских граждан сферу - ЖКХ.

Сегодня десятки миллионом льготников платят только 50% за услуги жилкомхоза. Если и эти льготы монетизируют, нас могут ожидать социальные потрясения, на фоне которых акции протеста в начале 2005 года покажутся мелкими неприятностями.

Кто не может - извините

В соответствии с нынешней редакцией Федерального закона "О ветеранах" инвалиды и участники войны, блокадники, инвалиды по общему заболеванию, дети-инвалиды имеют право платить только 50% за жилищно-коммунальные услуги. За обслуживание жилья, за тепло, холодную и горячую воду, свет, газ и т. д. (кроме льгот по оплате телефона - они отменены полностью). Ветераны боевых действий платят 50% только за жилищные услуги, а вот коммунальные они должны оплачивать полностью.

Таких федеральных льготников в стране, по разным оценкам, от 13 до 16 миллионов. Все прочие - региональные, которых около 20 миллионов. Хотя и здесь данные разнятся и все время меняются.

Оплата расходов на предоставление федеральных льгот по услугам ЖКХ возложена по "закону 122" на региональные власти: эти полномочия переданы им. Правда, вместе с деньгами: соответствующие средства должны ежегодно предусматриваться в федеральном "Фонде компенсаций" и перечисляться в бюджеты регионов.

Что касается ситуации с льготами по ЖКХ для региональных льготников (ветеранов труда, тружеников тыла, жертв репрессий), то здесь все просто: расходы "сброшены" на власти этих регионов, без перечисления каких-либо доходов. Кто может - сохраняет эти льготы, кто не может - извините.

Картина по стране, в общем, не слишком утешающая. Только в трех десятках субьектов РФ, в том числе в Москве и Петербурге, льготы по ЖКХ в 2005 году действовали в полном объеме. Итого - три десятка субъектов Федерации из 89. В остальных сохранялась только часть жилищно-коммунальных льгот, а примерно в десяти регионах они были вообще отменены. Наконец, в Тюмени еще в 2004 году были монетизированы все льготы по ЖКХ: взамен ветеранам выдали по 400 рублей в месяц.

Начиная с 2006 года, судя по тому, что обсуждалось на заседании правительства, и судя по выступлению Михаила Зарубова, тюменскому примеру могут последовать во всероссийском масштабе.

Что вдохновило Зурабова

Министр здравоохранения и социального развития сетовал на слишком большое число льготников: помимо указанных 12 миллионов человек - семьи с детьми, 8 миллионов - не имеющие никакого "льготного" статуса пенсионеры, которым что-то выделяют региональные власти. Как, например, в Петербурге, где "простые" пенсионеры могут покупать льготные проездные карточки для поездок в общественном транспорте. При этом, по словам г-на Зурабова, "число граждан, которые поддерживают проводимые в этой сфере преобразования, сократилось с 52% до 32%". Этот факт вдохновил министра на то, чтобы указанные преобразования продолжать.

Во-первых, по его словам, в будущем году будут монетизированы льготы для Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Правда, без "принудиловки": они смогут свободно выбирать между денежной компенсацией в 15 тысяч рублей или социальным пакетом, включающим льготы по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, услугам по протезированию, по проезду на железнодорожном и общественном транспорте.

Во-вторых, начиная с 2006 года, планируется увеличить некоторые социальные пособия. Так, размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком увеличат с 500 до 700 рублей, пособие при рождении ребенка увеличивается с 6000 до 8000 рублей; для лиц, получающих бесплатное санаторно-курортное лечение, цена койко-дня увеличивается с 500 до 575 рублей; граждане, имеющие право на бесплатные лекарства, смогут бесплатно получать изделия медицинского назначения, а дети-инвалиды получат бесплатное лечебное питание.

Ну а в-третьих, с 2006 года правительство планирует (хотя, заметим, это еще не облечено в форму закона, нет даже никакого законопроекта, внесенного в Госдуму) монетизировать льготы по ЖКХ . Сегодня граждане имеют право платить 50% за квартиру - завтра их хотят заставить платить все 100%, а в качестве возмещения дополнительных расходов предоставлять компенсации.

Нетрудно догадаться, как будет рассчитан размер этих компенсаций, - скорее всего, точно так же, как это делалось при монетизации других льгот в 2005 году. Опыт показывает, что в таких расчетах правительство и Минздравсоцразвития ошибаются только в одну сторону, причем не на 10 и не на 20%, а в разы. Каждый, кто в этом году получил деньги вместо льгот, мог легко подсчитать, на сколько его "нагрели" правительственные экономисты и финансисты. Предполагать, что в сфере ЖКХ все будет иначе, было бы непозволительной наивностью.

Научно-фантастический вариант

Между тем сегодня льготы по оплате ЖКХ достаточно существенны: если обычным семьям приходится в Петербурге платить по 1,5-2 тысячи рублей в месяц за скромные квартиры, то льготники платят вдвое меньше и соответственно экономят. Если для них введут компенсации по такому же принципу, как установил "закон 122", потери составят сотни рублей в месяц. А ведь есть еще инфляция и рост цен на все прочие товары и услуги, съедающий, мягко говоря, умеренные добавки к пенсиям и социальным пособиям. В общем, получится еще один удар по карману граждан.

Что будет после этого? Либо массовый переход за "черту бедности", либо рост неплатежей и соответствующий рост числа попыток выселить неплательщиков. Пока таких случаев мало - государство еще может с ними справляться. Но когда число неплательщиков возрастет в десятки и сотни раз - выселить будет крайне сложно. Если вообще возможно - без риска социального взрыва...

Многократно раскритикованная идея монетизации сама по себе была вовсе не вредоносной. При условии, что каждому гражданину дали бы право выбирать (деньги или льготы), а денежные компенсации были бы соразмерны отмененным льготам, она могла оказаться достаточно эффективным способом решения проблемы. Но пошли, как известно, иным путем.

К тому же этот выбор вообще имеет смысл только для таких льгот, как получение лекарств, путевок, проезд на транспорте и им подобных. Здоровому человеку не нужны лекарства и путевки, неходячему инвалиду - право бесплатного проезда на транспорте и т. д. Отказался от ненужных льгот - и получил необходимые в хозяйстве деньги.

С льготами по квартплате ситуация совершенно иная: отказываться от них в добровольном порядке просто бессмысленно, ведь за квартиру должны платить все. Есть, конечно, один вариант, при котором граждане выберут деньги: если компенсации будут больше, чем 50% от квартплаты. Кто верит в такой научно-фантастический вариант - прошу, что называется, поднять руки...

Борис Вишневский




Вернутся в раздел Юридические статьи