Юридические статьи

Кому доплата, кому — выплата Сколько город даст на «социалку”



Разочаровавшись в социальных реформах государства, горожанам не остается ничего другого, как уповать на заботы города. В какой мере он оправдает надежды петербуржцев, можно будет судить только к концу следующего года. А пока — о том, что планирует в будущем году осуществить городское правительство в области социальной защиты граждан.

Обнадежим региональных льготников. В 2006 году на 487,6 млн рублей увеличатся расходы на выплаты ЕДВ труженикам тыла, ветеранам труда и пенсионерам. Размер ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на 8,7 процента и составит, соответственно: для тружеников тыла 543,5 рубля в месяц, для ветеранов труда и реабилитированных лиц — 380 рублей, для обычных пенсионеров — 250 рублей в месяц. Вряд ли можно сказать, что эта индексация восполнит потери, связанные с ростом потребительских цен. Но, увы, это хроническая болезнь нашего государства — сначала повышать цены, а только потом индексировать выплаты. Причем повышение цен значительнее индексации выплат.

Обрадуем пенсионеров, чей уровень жизни находится за чертой бедности. В нынешнем году доплата до прожиточного минимума полагалась неимущим жителям города старше 65 лет. В 2006-м на нее могут рассчитывать и те, кто старше шестидесяти.

Есть основания полагать, что изменения коснутся и самого прожиточного минимума. Как известно, его расчеты привязаны к содержанию потребительской корзины. Правительство Санкт-Петербурга еще к августу разработало новый набор товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, и для принятия городского закона нам не хватает только одного — соответствующего закона Российской Федерации . Говорят, к середине декабря федеральный закон о потребительской корзине будет принят и городской уже не заставит себя ждать.

Ежемесячная доплата к пенсии в будущем году ожидает инвалидов, участвовавших в боевых действиях в горячих точках, и членов семей отдельных категорий военнослужащих. С 1 января 2006 года пожизненные ежемесячные выплаты в размере 825 рублей будет получать еще одна категория пожилых граждан — те из них, кто в детстве остался без попечения необоснованно репрессированных родителей. На эти выплаты в проект бюджета заложено 100 млн рублей.

Почти на 10 млн рублей по сравнению с текущим годом планируется увеличить расходы на оказание экстренной социальной помощи. На 9 млн рублей увеличилась в бюджете сумма, предназначенная на выплату ежемесячных пособий малоимущим семьям, имеющим детей-инвалидов старше 18 лет, нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении. Теперь эта выплата составит в среднем 2385 рублей.

Чуть легче станет жизнь тех, кто воспитывает детей: своих или чужих. Важность увеличения этой строки в проекте городского бюджета обусловлена достаточно сложной демографической ситуацией не только в городе, но и в стране в целом. Считается, что основная проблема низкой рождаемости — финансовые трудности, связанные с содержанием и воспитанием ребенка. По крайней мере бюджет рассматривал ее именно с этих позиций.

Помимо увеличения сумм так называемых детских пособий проект городского закона о социальной поддержке семей, имеющих детей , предусматривает выплату пособия в двойном размере тем, кто воспитывает ребенка в неполной семье, — скажем, матерям-одиночкам. Двойные пособия на ребенка будут получать также матери, воспитывающие дома детей-инвалидов.

Особо — о приемных родителях. Сейчас в сиротских учреждениях Петербурга живут более 5 тысяч детей. На содержание одного ребенка государство тратит в зависимости от возраста от 14 до 25 тысяч рублей ежемесячно. Однако результат сугубо общественного, вне семьи, воспитания оставляет желать лучшего. Не секрет, что именно воспитанники детских домов и школ-интернатов чаще всего попадают в сложные жизненные ситуации, которые их ломают, доводя порой до тюрьмы.

В планах городского правительства — кардинально изменить ситуацию. Приоритетным будет считаться устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Собственно, приоритетным оно считалось всегда, только не имело под собой достаточной юридической и финансовой базы.

Взять ребенка на воспитание в приемную семью и усыновить его не одно и то же. Воспитатель в отличие от усыновителя получает заработную плату от государства. Социологические исследования показывают, что многие петербуржцы готовы взять на воспитание детдомовского или приютского ребенка, но их останавливает опасение, что средств «на жизнь» не хватит. Предполагается решить эту проблему за счет увеличения зарплаты приемным родителям и пособия на содержание приемного ребенка , а общая сумма этих выплат будет составлять около 7 тысяч рублей в месяц: 3692 рубля — зарплата + 3000 рублей на содержание ребенка.

Но, чтобы избежать опасной ситуации, связанной с возможностью «зарабатывать на детях», реальными эти выплаты станут только тогда, когда в городе будет налажена система отбора приемных семей и контроля над исполнением обязательств, которые берут в этом случае на себя приемные родители.

И еще о семьях. С нынешнего года за счет средств городского бюджета премии правительства Санкт-Петербурга получают золотые и бриллиантовые юбиляры супружеской жизни. В будущем году на эти цели в бюджет предполагается заложить 12 миллионов рублей, которые будут выплачены почти 4 тысячам супружеских пар. Тем, кто еще не достиг юбилейной даты, есть к чему стремиться.

Из городского бюджета планируется выделить средства на финансирование новой для Петербурга, но давно уже необходимой услуги — социального такси. Для многих одиноких пожилых людей, особенно инвалидов, поездки по городу, если в них возникает необходимость, пока огромная проблема. Добираться городским транспортом таким людям тяжело, а зачастую и невозможно, а пользоваться обычным такси — нет средств.

Решить эту проблему и призвана новая программа, которая сейчас детально разрабатывается. Она предусматривает создание в районных центрах социального обслуживания населения диспетчерских служб и привлечение к работе в социальном такси инвалидов, имеющих собственный транспорт. Таким образом, в городе частично решается и проблема трудоустройства этой категории граждан. Планируется, что для тех, кто будет пользоваться этой услугой, она будет бесплатной.

Проект городского бюджета предполагает и увеличение ассигнований на строительство и реконструкцию целого ряда социальных объектов и объектов здравоохранения.

В нынешнем году мы осваивали монетизационную реформу, в следующем нам предстоит осваивать нечто принципиально новое в области медицинского обслуживания. В 2006 году начинается реализация так называемого национального приоритетного проекта реформирования в сфере здравоохранения.

Нормативных документов по воплощению в жизнь проекта пока нет, и город, памятуя аналогичную ситуацию с 122-м законом , уже начинает тихо поеживаться. Ведь и эта реформа предполагает финансирование как из федерального, так и из местного бюджетов.

В ближайшее время мы планируем подробно рассказать нашим читателям об особенностях грядущих перемен в сфере здравоохранения.

Виктория Морозова




Вернутся в раздел Юридические статьи