"Я - человек мирный", - убеждает собеседника Михаил Василенко - директор ГУП "Гатчинапассажиравтотранс". Неделю назад пистолетным выстрелом разнесло окно в автомобиле мирного человека. Водитель выжил чудом: каленое стекло как-то сдержало выстрел и только потом рассыпалось. Чудо и то, что выжил сам директор: за рулем в то утро должен бы сидеть он сам. CMC-сообщения на мобильный телефон директора с угрозами и загадочный визит на предприятие делегации крупной нефтяной компании - вот немногие признаки, с которых можно начинать строить версии по поиску заказчика стрельбы.
Тревожное утро
- Утром водитель подъехал на моей машине и доложил: "Михал Сергеич, забирайте аппарат!" Помолчал и добавил: "В нас стреляли..." - рассказывает директор государственного унитарного предприятия "Гатчинапассажиравтотранс" Михаил Василенко о том, как начался его рабочий день 2 декабря.
В 9.10 утра на Исполкомской улице неизвестный выстрелил в окно "Мерседеса", принадлежащего Василенко. За рулем по чистой случайности был водитель: обычно директор ГУПа сам водит свою машину, шофера держит только для ухода! за ней. Как раз накануне перестали работать "дворники", и утром 2 декабря водитель забрал, как он выразился, "аппарат" из мастерской. Стрелявший не знал, что за рулем не сам Василенко.
- Мне даже трудно предположить, с чем это связано. У меня нет врагов, у меня чудесная жена... Получается, только работа? - рассуждает Михаил Василенко.
Письма на мобильник
ГУП "Гатчинапассажиравтотранс" обеспечивает львиную долю всех пассажирских перевозок по маршрутам, в которые попадает Гатчина, как социальных, так и коммерческих. Несмотря на широкий охват маршрутной сети, бывший монополист в последние годы безуспешно пытается втиснуться в конкуренцию с частными перевозчиками. Только на маршруте Гатчина - Петербург летают, судорожно перегоняя друг друга, маршрутки четырех компаний-конкурентов. Летают - и с ужасающей периодичностью попадают в аварии. Впрочем, мастерство водителей маршруток - это особая тема...
В мае 2005 года было принято постановление правительства Ленобласти о приватизации ГУП "Гатчинапассажиравтотранс" . В планах - найти инвестора, готового вкладывать деньги в развитие будущей частной компании. В июле Михаил Василенко стал директором ГУПа.
- Пассажирские перевозки - это очень доходный бизнес, - уверяет новый директор. - Если, конечно, заниматься этим с умом. До моего прихода "Гатчинапассажиравтотранс" было планово-убыточным предприятием. Это было болото. Моя задача - подготовить его к приватизации и к последующей продаже. Сделать его рентабельным, чтобы потом можно было подороже продать. Помешать я могу только тому, кто в этом не заинтересован.
Бросив последнюю фразу, Василенко уточняет:
- Развитие предприятия невыгодно потенциальному инвестору, будущему покупателю, которому нужно, чтобы оно было убыточным. То есть чтобы меньше стоило при продаже.
Иными словами, если бы затея с выстрелом в окно автомобиля Михаила Василенко удалась, то, по мнению самого директора ГУПа, убыточное предприятие попало бы в чьи-то руки по дешевке.
К сожалению, произнести какое-нибудь имя или название, приписав покушение кому-то конкретному, Михаил Василенко не захотел. Зато он прочитал одно сообщение, пришедшее на его сотовый телефон 26 ноября около 12 ночи: "Василенко, ты - м...дило редкостный, мало тебя Бог наказал".
- Это - одно из первых сообщений, - рассказал Василенко. - Были и другие, гораздо более конкретные. Я их стер, чтобы жена случайно не прочитала и не испугалась... Хочу сказать совершенно определенно: уходить я не собираюсь.
За день до стрельбы, вспоминает Михаил Василенко, письма кончились. Телефон, с которого их присылали, пока установить не удалось.
В Гатчине, на самом транспортном предприятии, рассказывают еще об одном событии, происшедшем незадолго до покушения. Однажды, говорят служащие "Гатчинапассажиравтотранса", к ним на территорию непонятным образом проникла делегация. Во главе ее была дама. Дама представлялась так: начальник юридического управления Петербургской топливной компании Наталья Шидловская. Именно ей приписывают фразу, якобы объясняющую визит: "Должны же мы знать, что забираем".
По случайному стечению обстоятельств, серия текстовых сообщений приходится на период между визитом из ПТК и выстрелом по машине Василенко.
Топливно-маршрутная сеть?
- Захвата предприятия не будет, пока я нахожусь в должности директора. Даже вспоминать о захвате я никому не позволю, - заявляет Василенко.
По данным агентства "Прайм-ТАСС", ЗАО "Петербургская топливная компания" - крупнейший топливный оператор на Северо-Западе. Ее розничная сеть - это 120 автозаправочных станций в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Тверской областях и в Эстонии. ПТК существует с 1994 года и, как сказано на сайте компании, "усилиями многих известных в России людей... смогла успешно развиваться и стать лидером рынка нефтепродуктообеспечения Северо-Запада". В числе людей, которым, по заверениям пиар-менеджеров компании, ПТК обязана бурным ростом и развитием, можно назвать Владимира Сергеевича Барсукова, одного из ее основателей и бывшего вице-президента.
Сейчас ЗАО "ПТК" - управляющая компания, помимо нее в холдинг входят, как сказано на сайте фирмы, 20 фирм, ориентированных на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, их переработку, перевозку и хранение, строительство АЗС, пожарные и экологические услуги, связь и рекламу. Есть даже летное поле - ОАО "Аэропорт "Ржевка".
А кроме того, есть в холдинге ПТК еще одна ПТК - ООО "Петербургская транспортная компания". Занимается организацией пассажирских перевозок.
Может, и некстати, но отметим: в ноябре этого года, за пару недель до покушения на директора ГУП "Гатчинапассажиравтотранс", ООО "ПТК", по данным информагентства Regnum, приобрело 110 автобусов - Scania, Volkswagen, "Волжанин" и "ЛиАЗ". На сумму порядка 9 миллионов долларов. ПТК-дочка, рожденная только в этом году, намерена со временем увеличить свой автопарк до 750 машин.
- Что ценного есть у ГУП "Гатчинапассажиравтотранс"? спрашивает Михаил Василенко. И тут же сам отвечает: - Огромная маршрутная сеть. Ее невозможно приобрести отдельно от предприятия. И в этой сети заинтересован в принципе любой перевозчик, владеющий автопарком.
К сожалению, комментариев от ПТК мы не дождались. Ждали сутки и еще 6 часов. Только на третьем часу ожидания перезвонила барышня и вновь поинтересовалась, что все-таки журналисты хотят у нее спросить и что им уже известно. Выяснить, действительно ли Наталья Шидловская была в составе делегации, посещавшей ГУП "Гатчинапассажиравтотранс", . или кто-то представился от ее имени, тоже не удалось: юрист ПТК отказалась общаться с прессой.
Ирина Тумакова