Юридические статьи

Разделочная доска В нем человек боролся с гражданином...



Повесть о настоящем муниципале. Часть третья

Повышенный интерес петербуржцев к муниципальным органам власти вполне мотивирован и легко объясним

Судите сами: посреди детской площадки ни с того ни с сего появляется многоэтажный дом, бывший зеленый садик переоборудуется под стоянку для автомобилей, да в конце концов, мусор со двора никто неделю не вывозит. Жители удивляются, а где искать правду, не знают. А между тем нам постоянно заявляют, что у горожан уже с 1997 года есть местные органы самоуправления. Так что же они могут и чего не могут?

Я не дурак. Особенно -поспать...

В принципе, о том, что могут муниципалы, "НП" уже рассказывали. Главное - это, конечно же, "обеспечивать рабочие места".

Что я имею в виду? Пожалуйста: в каждом муниципальном совете (напомню, в одном только Питере муниципальных образований аж 111!) "на постоянке" трудятся от десяти до двадцати с гаком так называемых "муниципальных служащих". Нет, это не депутаты (те в большинстве своем тоже кормятся, так или иначе, от местного бюджета), а именно чиновники самого мелкого масштаба: различные "орговики", юристы, финансисты, работники отделов опеки, торговли, благоустройства и прочие. Работа - не бей лежачего: знай перекладывай себе бумажки; рабочий день нормированный, есть обязательный перерыв на обед и прочие соцблага. Конечно, стаж государственной службы (с положенными потом льготами) и зарплата от десяти тысяч рублей.

Что характерно - на содержание собственного аппарата петербургская местная власть раньше (в прошлом году) тратила едва ли не треть (где-то и того больше) своего годового бюджета. А что сейчас? Вообще полный мрак в Московском районе в двух муниципалитетах из имеющихся пяти расходы на содержание составили свыше 60 (!) процентов всего бюджета.

В принципе, многим муниципалам подобного счастья хватает за глаза и за уши. Ну, судите сами: есть офис, в нем обязательно евроремонт с полагающимися кондиционерами и стеклопакетами, хорошая оргтехника (сейчас в каждом втором муниципалитете мониторы у компьютеров жидкокристаллические), свой обслуживающий аппарат. Плюс мобильные телефоны "штатных" депутатов тоже "висят" на бюджете. Что еще? Можно добавить командировки, подписку на необходимые печатные издания, Интернет и даже... ежемесячные талоны на бензин. И конечно, зарплату. Что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость?

Не стоит кайф ломать серьезным людям...

Если не знаете, я скажу: главное - не перечить районной администрации. Ни в чем! Тогда на все ваши мелкие "шалости" будут смотреть сквозь пальцы. На какие именно? Ну, кроме вышеупомянутых, можно из бюджета оплатить статью в серьезном городском издании о "себе любимом" (и рассказать, что глава данного МО - "лучший глава года", или что вверенный тебе муниципалитет - лучший в районе и прочее). Или можно за те же бюджетные деньги купить какую-нибудь общественную награду или премию... В общем, удовлетворять любые свои моральные, и частично материальные, запросы. Не отклоняясь ни на йоту от генеральной "линии партии".

В чем? Например, в вопросе создания ТСЖ - товариществ собственников жилья. Ларчик здесь открывается просто: именно ТСЖ впоследствии будут выбирать себе управляющую компанию - организацию, ответственную за обслуживание дома. Туда, собственно говоря, и пойдут денежки жильцов - то есть, наши с вами. Пустить процесс "на самотек" не хотят ни муниципалы (им ведь не все равно, кто будет "рулить" домами, в которых они живут), ни районная власть. Да: многие "большие" чиновники очень ревниво относятся к вопросам о том, кто и как будет распоряжаться "народными деньгами"; плюс - зачастую лоббируют те или иные фирмы в качестве "управляющих"...

Новый Жилищный кодекс (равно как и 131-й Федеральный закон о местном самоуправлении ) дал муниципалам значительные права и полномочия - но только на бумаге. А на деле... в бюджетах муниципальных советов на 2006 год не будут заложены суммы на исполнение ими новых полномочий. Председатель постоянной комиссии по МСУ Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Тимофеев говорит прямо: "...городская администрация просто умалчивает, что не хочет передавать муниципалам никаких функций... но уже 2 января 2006 года уже ничего нельзя будет сделать. Муниципалы просто по факту, через суд, заберут себе новые полномочия и, соответственно, деньги на их исполнение".

По мнению г-на Тимофеева, даже большое количество представителей партии "Единая Россия" среди муниципальных депутатов не позволит администрации избежать сложностей: "По моим сведениям, у "Единой России" не более 30 "карманных" муниципалитетов. Кроме того, достаточно, чтобы один совет обратился в суд, - и администрация уже не сможет исполнять некоторые функции. Тут уже даже "единороссам" придется следовать закону".

Вот так! То есть, хочешь работать сейчас - и не можешь. А захочешь в следующем году - неизбежно пойдешь на конфликт с вышестоящими начальниками... В общем, товарищ муниципал, делай, что тебе говорят "старшие", и не будет у тебя никаких проблем. Особенно если не будешь лезть в игры "взрослых".

А тот, кто честен, тот ворует меньше!

Об "играх" могу и поподробнее. Есть у муниципалов такая функция как согласование строительства в своем округе. Скажу по секрету: если депутаты что-либо не согласуют, ничего особенного не случится, строители даже не расстроятся. Они просто поставят галочку, что в муниципальном совете были, но согласования не получили. После этого проведут по-тихому общественные слушания без присутствия жителей близлежащих домов и взгромоздят шестнадцатиэтажный жилой дом на детской площадке.

Хотя иной раз от "помощи" заинтересованных муниципалов не откажутся: особенно в деле организации поддельных слушаний. Видел я пару раз протоколы таких "народных собраний", где десятки людей (с явно "нарисованными" подписями!) якобы ратовали за возведение в своих дворах новых построек. Фразы вроде "этот дом жизненно необходим нам, жителям..." приятно радовали не только мой глаз, но и... глаз инвестора.

Бывают более интересные случаи, к примеру, строительство маленького магазинчика, который так необходим жителям МО по причине нахождения оного в ближайших трех километрах. Муниципалы, конечно, и так дали бы согласие на его строительство, но ведь можно и поторговаться. Попросить, например, за согласование несколько тысяч рублей на проведение праздника для своих избирателей, можно даже продуктами, а там - как карта ляжет. Можно понять? Наверное, можно.

Хотя риск "быть не так понятыми" существует. Вот в марте было заведено уголовное дело на главу МО "Сосновское" Олега Вавилова. Ему вменяется, что он якобы получил взятку в размере 17000 долларов за согласование строительства жилого дома. Наверное, получил, но непонятно все же, за что - согласование строительства муниципалами, повторюсь, не является обязательным для реализации проекта. Какой же дурак предложил Вавилову такую сумму ни за что? Возможно, глава МО "Сосновское" просто кому-то не угодил? Но это напрямую не относится к нашей теме.

В очередной раз повторю, что, к сожалению, на уплотнительную застройку (и, тем более, на любое строительство городского масштаба) местные власти повлиять могут весьма незначительно. Разве что одобрить или осудить - и все. Такие проекты как "Балтийская жемчужина" (то есть, пресловутый "Китайский квартал") или новый морской порт - вне компетенции муниципалитетов. Впрочем, по новому закону, теперь каждое деревце и кустик должны быть отнесены к ведению муниципального образования, и их вырубка или пересадка должны быть согласованы с "самыми народными депутатами". Если кто-то догадается их, самую бесправную власть, об этом спросить...

1 См. N 15 от 19.04 ("Я вам спою, но лучше вам не станет") и N 16 от 26.04 ("Быть честным хочется... Но меньше, чем богатым").

Александр Малькевич




Вернутся в раздел Юридические статьи