Юридические статьи

Любая реформа бессмысленна, если страдает человек



На вопросы редакции отвечает председатель Совета Федерации, председатель Российской партии ЖИЗНИ С. М. Миронов

— Сергей Михайлович, судя по вашим собственным выступлениям, Российскую партию ЖИЗНИ далеко не все устраивает в этой жизни и социально-экономической политике, проводимой в стране. Конкретизируйте, пожалуйста, что в первую очередь.

— Я не буду говорить о том, что не устраивает нашу партию. Это не конструктивная позиция, и она совершенно не характеризует содержание партийной программы. Там четко прописаны цели, к которым партия считает необходимым стремиться, и средства, которые позволят осуществить эти цели.

Если же говорить о проблемах, то все проблемы нашего общества упираются в недостаточность государства, с одной стороны, и в неготовность наших сограждан активнее принимать участие в процессах принятия решений на самом разном уровне, с другой.

Поэтому я буду говорить о тех задачах, к решению которых наше государство обязано приступить незамедлительно.

На первое место по значимости я ставлю социально-демографическую политику, т. к. страна вступила в полосу демографического кризиса. Ни для кого не секрет, что у нас самая низкая в Европе рождаемость, самая низкая продолжительность жизни, одни из самых высоких показателей преждевременной смертности. Если мы в самое ближайшее время не добьемся существенного повышения уровня и качества жизни россиян, то экономического роста не будет. Если мы не остановим процесс депопуляции, то скоро станет не для кого и некому работать.

Другой наш приоритет, который мы хотели бы видеть и приоритетом государства, — перевод страны на инновационный путь развития, в том числе за счет масштабных государственных инвестиций. Правительство же пока явно недооценивает роль государства в реализации структурной политики. И элите, и обществу необходимо освободиться от наивно-рыночных представлений.

Наконец, результатом нашего социально-экономического развития должно стать укрепление институтов гражданского общества, расширение практик гражданского участия. Я считаю низовые общественные инициативы, решающие повседневные проблемы жизни людей, основой всей нашей демократии. Именно они дают мощную социально-психологическую подпитку для становления гражданина, а не подданного. Поэтому партия ЖИЗНИ последовательно выступает за развитие «низовой демократии» как альтернативы формальной или, скорее, бутафорской демократии 1990-х.

— Насколько помнится, именно вам принадлежит высказывание о том, что россияне вздрагивают при слове «реформа». А как, по мнению вашей партии, реформы должны проводиться?

— Наши реформаторы не всегда ясно видели цель, к которой надо стремиться, и не всегда верно выделяют критерии для оценки эффективности реформ. Если наша цель — рынок, то какой — основанный на свободной конкуренции и правовых отношениях или связанный с монопольным и неправовым использованием административных, политических и социальных ресурсов? К сожалению, большинство реформ в 1990-х годах сводилось к уходу государства из экономики и социальной сферы. Государство ушло, а рынок не пришел. Пришел хаос, дав толчок новому разгулу коррупции, что опять-таки заставляет вспомнить слова известного чиновника и поэта Ф. Тютчева: «Русская история до Петра Великого — сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело».

Что касается главного критерия эффективности реформ, инициированных государством, то он один — повышение благосостояния граждан и расширение возможностей для самореализации человека.

Всякая реформа становится бессмыслицей, если страдает человек. Для любой страны независимо от наличия природных ресурсов и рыночной экономики определяющее значение имеет не богатство само по себе, а способность ее граждан создавать новые богатства и обеспечивать их распределение, руководствуясь высшими принципами общечеловеческой морали. Иными словами, успех будет сопутствовать той стране, которая ставит социальные цели и моральные принципы выше экономической выгоды. Кстати, наша партия предлагает в качестве критерия успешности проводимой государством политики установить систему социальных индикативных показателей: средняя продолжительность жизни, уровень и динамика рождаемости и смертности, уровень дохода на душу населения, минимальный размер оплаты труда. Исходя из них, оценивать деятельность и федеральной, и региональной власти.

Конечно, реформы не могут быть совершенно безболезненными. Но я убежден, что, приступая к каким-либо серь-езным экономическим или социальным преобразованиям, государство должно заключить социальный контракт с обществом. Если этого нет, то мы видим, как в России, очевидное отсутствие поддержки реформ со стороны населения. Реформы в общественном сознании стали ассоциироваться с чем-то враждебным, привнесенным извне. Сколько можно реформировать? Может быть, пора начать строить, созидать, причем в этом процессе должны участвовать все граждане страны, все политические и экономические субъекты.

— Что в партии ЖИЗНИ думают о Стабилизационном фонде? Должно ли правительство сидеть на нем как собака на сене?

— Мы уже неоднократно высказывались по этому вопросу, и наша позиция здесь однозначна. Деньги должны работать на экономику своей страны и на благополучие наших сограждан. Для того чтобы государственные резервы приносили максимальную пользу, требуется эффективное управление инвестиционным капиталом. Сегодня Россия, вкладывая деньги в западные государственные облигации, получает на них в лучшем случае 4% годовых, при этом по долгам Парижскому клубу мы платим 7%. В масштабах финансовых резервов государства разница в три процента — это второй пенсионный бюджет нашей страны. Другими словами, это упущенная возможность выплачивать каждому пенсионеру две пенсии вместо одной.

Известная притча подарила нам метафору «Не зарывай таланты в землю», и не надо забывать, что в буквальном значении талант — это денежная единица. Мы же вопреки здравому смыслу буквально зарываем деньги в землю. В нашей партии считают, что часть денег можно было бы направить на развитие системы ипотечного кредитования, т. к. существующее ныне ипотечное кредитование с такими процентами (12 — 15%) не решит жилищной проблемы.

Другое направление вложения денег — инвестиции в акции высокотехнологичных предприятий, в инновационные проекты, что позволит решить две задачи — получить высокий доход на государственные резервы и ускорить модернизацию нашей промышленности. Замечу, что государственные холдинги и фонды эффективно существуют и успешно работают во многих странах мира. В Норвегии, например, государственный нефтяной фонд 40% своих средств вкладывает в акции.

Еще одна целесообразная мера — создание Фонда будущих поколений за счет доходов от продажи нефти и других минеральных ресурсов путем открытия специального счета на каждого новорожденного. До его совершеннолетия деньги будут работать на экономику страны, а после — могут быть использованы на образование, лечение, покупку жилья (т. е. на социальные нужды).

— На предыдущих думских выборах ваша партия даже в блоке с «Партией возрождения России» набрала менее 2% голосов и оказалась за бортом нижней палаты парламента. В 2007 г. барьер прохождения в нее будет еще выше — 7%. За счет чего вы рассчитываете его преодолеть, если пойдете на выборы, или, как говорят в спорте, главное — участие?

— Напомню, что наша партия достаточно молодая и создавалась с нуля, а не на основе уже имеющихся избирательных объединений или партий. Думаю, что самый правильный путь для серьезных политических партий — это работа в регионах и поиск сторонников именно на местах. Все эти годы мы активно работали по всей стране. Уже сейчас в 7 субъектах Российской Федерации действуют фракции в региональных парламентах — в московской городской Думе, Законодательном собрании Санкт-Петербурга, в Государственном собрании Республики Алтай, в Думе Ставрополья, в народном хурале Республики Калмыкия, в парламенте Республики Северная Осетия-Алания, в Амурском областном совете народных депутатов. В ближайшее время будет создана фракция в законодательном собрании Владимирской области. Кандидаты от нашей партии становятся главами местных самоуправлений и депутатами муниципальных образований. Так, только в течение этой осени мы провели на выборах более 25 глав местных администраций. Активно работают наши фракции ив городских законодательных собраниях.

Для молодой партии, которая не имеет серьезной информационной поддержки в регионах, это неплохой результат. Рецепт успеха здесь один — адекватная политическая программа, отвечающая интересам избирателей, активная работа региональных отделений и увеличение числа наших сторонников.

И, конечно, как любая политическая партия, мы настроены участвовать в выборах и в предвыборной гонке.

При этом в своей работе мы следуем принципу — «привлекать избирателя программой»; и в этом плане партии ЖИЗНИ есть что предложить избирателю и на федеральном уровне, и на региональном.

— Каковы в случае прохождения в Государственную Думу будут первые инициативы партии ЖИЗНИ?

— Партией разработан целый пакет законодательных инициатив, затрагивающих все сферы нашей жизни — от экономики до молодежной политики. Скажу для примера, что только экономический блок включает более 15 законопроектов. Если же говорить о законах, требующих, с нашей точки зрения, скорейшего принятия, то, исходя из целей и задач партии, в социальной сфере мы предлагаем принятие Социального кодекса РФ , который поможет каждому гражданину четко знать, какую социальную помощь государство обязано ему предоставить и в каких объемах, т. к. пока наше социальное законодательство понятно только профессионалам, и зачастую люди просто не знают своих прав.

Для преодоления демографического кризиса и депопуляции необходимо принятие закона «О демографической политике в РФ» , который должен не только устанавливать общие направления государственной политики в данной сфере, но и содержать нормы о внесении необходимых изменений и дополнений в законодательные акты РФ, направленные на поддержку семьи, материнства, детства, повышения продолжительности жизни и т. д.

Другая важная, требующая безотлагательного решения проблема — жилищная, которая, кстати, связана и с демографией. Чтобы наконец забыть о пресловутом «квартирном вопросе», необходимо, мы считаем, предоставлять молодым семьям беспроцентную ссуду для строительства или приобретения жилья с погашением 25% долга в случае рождения первого ребенка, 50% — второго и со списанием долга при рождении третьего ребенка.

В экономической сфере мы предлагаем в качестве первоочередных изменений в закон «О бюджете развития» , которые направлены на переход России от добывающей сырьевой экономики к экономике инновационной путем перераспределения финансовых ресурсов в проекты, вызывающие рост отдельных наиболее перспективных секторов экономики, связанных с наукоемкими технологиями.

Вообще о наших предложениях можно говорить много, поэтому я бы рекомендовал вашим читателям обратиться к программным документам партии ЖИЗНИ, которые размещены на сайте www.rpvita.ru.

— Представления россиян о различных партиях во многом зависят от публичных заявлений и позиции их лидеров. Ваши личные оценки происходящего в стране часто совпадают с тем, что думают простые россияне. А вот ваша позиция в Совете Федерации более расплывчата. Тут просматривается большая оглядка на Кремль и правительство. Или мы ошибаемся?

— Мне кажется, одна из главных проблем нашего общества, и она нашла отражение в вашем вопросе, — стремление к конфронтации и проблемы с поиском консенсуса. Не случайно наше общество называют расколотым обществом. Казалось бы, очевидно, что если задача партий — представлять групповые интересы, то задача государства и государственной власти — искать компромисс и решение, оптимальное для подавляющего большинства населения. Но у нас все время пытаются столкнуть лбами исполнительную и законодательную власть, несмотря на исторический опыт, который свидетельствует, что подобные столкновения могут иметь катастрофические последствия (вспомним 1993 год).

Поэтому, будучи председателем Совета Федерации, работая в законодательной ветви власти, считаю одной из своих обязанностей добиваться согласованной работы с властью исполнительной, поддерживать всенародно выбранного президента страны и корректировать курс правительства. И должен вам сказать, что работа Совета Федерации с правительством далека от идиллии — это всегда дискуссии, споры и компромиссы, поскольку для сенаторов основная задача — выражение и защита интересов регионов, которые их и делегировали для работы в Федеральном собрании.

— Для вас не секрет, что общественность, мягко говоря, скептически относится к нынешней практике формирования Совета Федерации. А что считает Российская партия ЖИЗНИ?

— Я бы не стал говорить так категорично. Формирование Совета Федерации не является уж настолько спорным вопросом в нашем законотворческом и коммуникативном пространстве. Тем более что процедура, существующая в настоящее время в России — когда сенаторы представляют законодательную и исполнительную ветви власти регионов, — не является чем-то принципиально новым или противоречащим мировому опыту. Скажем, такая же система существует в ФРГ.

Но если говорить о нашей принципиальной позиции, которая нашла отражение в нашей программе, то в партии считают необходимым в перспективе перейти к всенародному избранию сенаторов, тем более что мы отказались от всенародного избрания глав исполнительной власти регионов (президентов республик, губернаторов). Однако избрание в палату не должно осуществляться исключительно на партийной основе. Для верхней палаты парламента приоритетными должны быть интересы всех жителей региона. Видится целесообразным, чтобы член Совета Федерации, представляющий исполнительную власть, избирался в паре с губернатором, а представитель от законодательного собрания — одновременно с региональными парламентариями. В случае досрочной отставки сенатора губернатор и законодательное собрание получают право до следующих выборов назначить своего представителя в Совет Федерации. Уверен, что именно этот принцип формирования Совета Федерации обеспечит его демократичность.

— Ваша партия наверняка будет участвовать в выборах нового состава Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Они должны пройти по новому закону , который, как вам хорошо известно, был принят, но недавно подвергся серьезной критике со стороны ЦИК и теперь будет дорабатываться. А подлежит ли он, на ваш взгляд, вообще конструктивной доработке?

— Во многом согласен с позицией ЦИК в оценке новой редакции закона «О выборах в Санкт-Петербурге». Многие его положения, с нашей точки зрения, нуждаются в доработке, если не отмене.

Больше всего нас смущает высокий заградительный барьер в 7%, который, как вы понимаете, будет существенно ограничивать доступ в ЗакС Санкт-Петербурга малочисленным партиям, тем более что закон существенно ограничивает права избирательных объединений и блоков.

Мне кажется, что такое искусственное навязывание двухпартийной или трехпартийной системы в России, являющейся многосоставным обществом, нецелесообразно. Добавлю, что подобные новации в региональных законодательствах охватили многие субъекты Федерации, где заградительный барьер повышали не только до 7%, но и до 10% (в Калмыкии, Москве). Эти меры не столько работают против «партий-однодневок» (о чем говорят сторонники этих изменений), сколько против партийной системы вообще, которая, наоборот, в силу слабости нуждается в поддержке. Более того, они ведут к формированию квазидемократической и квазипартийной системы на региональном уровне.

Считаю также преждевременным введение пропорциональной системы и отмену голосования по одномандатным округам на региональном уровне. Страна к этому не готова. А главное, не готовы к этому и партии.

Не могу согласиться и с порогом явки избирателей в 20%. Легитимность власти, избранной одной пятой населения города, вызывает сомнения. Чьи интересы в этом случае будут представлять те партии, которые войдут в Законодательное собрание? Убежден, что законодательство не должно поощрять политическую пассивность, оно призвано способствовать формированию действительно гражданского общества, развитию эффективной партийной системы, а не мешать этому. Надеюсь, что в будущем редакция закона будет существенно изменена.




Вернутся в раздел Юридические статьи