Юридические статьи

Совершенству нет предела Система госзаказа в Петербурге продолжает улучшаться.



Необходимым условием размещения государственного заказа станут конкурсные процедуры. Исключение будет делаться только при чрезвычайных ситуациях и других экстренных случаях. Поэтому размещение госзаказа у единственного поставщика в скором времени станет практически невозможным. В Петербурге, хотя за два последних года доля конкурсных процедур и возросла на 30 процентов, по-прежнему велика доля закупок у монополиста. Вступление в силу новых правил позволит сократить долю таких закупок в пять раз.

Это одно из новшеств системы госзаказа. В полном объеме они начнут действовать в Петербурге с 1 января 2006 года, когда вступят в силу нормы федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" . Принятый на федеральном уровне документ во многом базируется на петербургской системе госзаказа. Например, теперь конкурсные процедуры и обязательная публикация итогов торгов в интернете будут осуществляться не только в нашем городе, но и по всей России.

Цена госзаказа будет зафиксирована и в следующем году может возрасти не более чем на 5 процентов. По новым правилам функции заказчика распределены: раздельно осуществляются заказ, его размещение и контроль за исполнением. Конкурсы будут проводиться в виде аукционов и биржевых торгов. Как сообщил председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, для повышения эффективности действия системы госзаказа вводится реестр недобросовестных поставщиков и усиливается контроль за проведением всех конкурсных процедур.

В реестр будут включаться сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках, существенно нарушивших контракт. Надо заметить, что к исполнению государственного заказа в Петербурге допускаются только предприятия, работающие рентабельно и выплачивающие минимальную заработную плату в размере, превышающем прожиточный минимум.

Заказы с лимитом финансирования до 15 млн руб. будут размещаться государственными заказчиками. Они же смогут осуществлять публичные закупки на суммы до 60 тыс. руб. (сегодня - до 100 тыс. руб.). Способом запроса котировок можно будет размещать заказ лимитом до 250 тыс. руб., на товарных биржах - от 5 до 15 млн руб. Заказами сверх этой суммы будет заниматься комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.

Обсуждение документа на заседании городского правительства выявило и недовольных. В частности, главу комитета по строительству Романа Филимонова не устроила процедура подготовки конкурсной документации. В проекте постановления указано, что эта функция возложена на председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Но, по мнению Романа Филимонова, это должен выполнять государственный заказчик, и комитет по строительству стал единственным подразделением администрации, которое не согласовало документ. Но на заседании правительства против постановления выступил и председатель комитета по энергетике Александр Бобров.

Недовольство также высказывали и народные избранники. Депутат Законодательного собрания Петербурга Владимир Гольман заметил, что госзаказ реализуется не с начала финансового года, а только с августа, несмотря на неоднократные поручения губернатора заниматься размещением заказов уже в I квартале финансового года. Валентина Матвиенко пообещала, что, если и на этот раз заказ не будет размещен до марта, заказчики лишатся финансирования.

В целом, договорившись внести некоторые коррективы, документ был одобрен правительством города.

Основная цель системы госзаказа Петербурга - своевременное и эффективное обеспечение потребности города в качественных товарах, работах и услугах, которые населению может обеспечить только государство. В первую очередь через систему государственного заказа осуществляется закупка товаров, работ, услуг для нужд образования, дорожного строительства, коммунального хозяйства, медицины.

Сохранение исторических памятников Петербурга, строительство новых зданий, обеспечение транспортной инфраструктуры и т. д. также обеспечивается системой государственного заказа города. На сегодняшний день объем закупок по государственному заказу в 2005 г. в Петербурге составил 60 млрд руб., почти половину городского бюджета. При этом экономия равна 3 млрд 202 млн руб., что в 10 раз больше, чем в 2003 г. На 30 процентов за 2004-2005 гг. в городе выросло и число участников конкурсов. Около половины поставщиков по госзаказу в текущем году - это представители малого бизнеса.

Юлия Догадина




Вернутся в раздел Юридические статьи