Корыстолюбивые гаишники могут ликовать: с 31 августа 2004 года вступили в действие поправки к статье 128 Кодекса РФ об административных нарушениях. Теперь пьяный водитель штрафом не отделается - его ждет лишение прав на полтора-два года. Можно договориться с инспектором, но это будет стоить дорого.
Государственные думцы приняли правильные по букве поправки. Пьяный за рулем неадекватен по определению: реакция не та, а из подкорки вылезает раскованный, но агрессивный стиль вождения. В Дании, Франции и ряде других стран пойманных крепко пьяных (свыше 1,5 промилле) автолюбителей лишают прав пожизненно, а в Южной Африке и Швеции даже могут посадить за решетку.
На дорогах Европы даже российские бандиты на колесах ведут себя смирно: не только останавливаются на красный свет, но и ни на йоту не нарушают скоростной режим. Штрафы там - на сотни и тысячи евро, а договориться с инспектором невозможно.
В России это при наличии необходимых средств в бумажнике почти нетрудно. С июля 2002 года действует Административный кодекс, по которому за пьянку на колесах можно заполучить через суд штраф в тысячу-две рублей (если попался первый раз) или годик без прав (при повторном в течение 12 месяцев нарушении). Пьяным по российским законам считается водитель, уровень алкоголя в крови которого превышает 0,5 промилле. Средние дозы спиртного для достижения этого результата таковы: 2 - 3 бутылки пива, или 250 граммов крепленого вина, или 100 - 150 граммов водки.
Не нравился этот закон вороватым гаишникам - он сбивал их расценки. Суды (до 2002 года "разбором полетов" занимались районные отделы ГИБДД), как правило, исправно приговаривали к штрафам и пополняли бюджет, и водители о снисходительности судей знали.
Сто - двести баксов на месте - такой с 1 июля 2002 года до 31 августа 2004 года считалась предельная такса для не в стельку пьяного владельца "Жигулей", триста - пятьсот - для хозяина хорошей иномарки. Расценки, как видим, выше официальных штрафов, зато правонарушитель не попадал в центральный компьютер ГАИ с "черной меткой".
До 2002 года суммы выплат "без протокола" были выше, но недобросовестные инспекторы в новых условиях соглашались на небольшой демпинг. В сводках ГИБДД ежедневно фигурировали пятьдесят, от силы сто оформленных "пьяных" протоколов - неадекватная для русского мегаполиса цифра.
Теперь все изменится. Напиваться за рулем владельцу "Жигулей" с зарплатой 10 тысяч - финансовое самоубийство. Да и хозяевам крутых джипов без стопки долларов в барсетке включать зажигание "под градусом" не следует.
Понятие "штраф" из кодекса исчезло, осталось только "лишение прав". Полтора-два года без руля - нерадостная перспектива, и ее можно избежать...
Матерые нарушители говорят, что такса за полюбовное разрешение проблемы на месте будет начинаться от 500 долларов ("Жигули", "Волга") до тысячи долларов (приличная иномарка).
Казна от этих правильных поправок только проиграет. Но есть и плюсы.
Во-первых, угроза лишиться прав без "желтой карточки" в виде штрафа станет мощным отрезвляющим фактором.
Во-вторых, далеко не все инспекторы ДПС захотят договариваться с пьяным. Кроме этических причин есть и профессиональная: нетрезвый водитель откупится, продолжит движение и собьет кого-нибудь на дороге.
В-третьих, в ГИБДД есть служба собственной безопасности, и ее сотрудник может, например, провести такой эксперимент.
Наденет штатское, выпьет бутылочку пива, поедет и, завидя машину ДПС, легко нарушит правила. Учуяв запах, коллеги, естественно, переключатся на эту тему. В процессе "полюбовного" разговора и выяснится принципиальность или "работа на карман" участников диалога.
Сержант ГАИ спрятался в кустах и видит на дороге чуть вихляющую иномарку.
"Ура, сотка баксов едет!" - радуется инспектор и машет жезлом.
Машина останавливается, а за рулем - пьяный майор ГАИ.
- Товарищ майор, разрешите доложить! - инстинктивно рапортует гаишник.
- Докладывай! - икает майор и достает бумажник.
Сергей Ростов