Юридические статьи

Европейского качества жизни три года ждать?



Законопроект "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы" был принят депутатами ЗакСа в третьем чтении единогласно ("за" - 40, "против" и "воздержавшихся" не нашлось).

В данном случае единогласие вовсе не тождественно печально известному не по столь далеким временам единомыслию. На всех стадиях обсуждение одного из важнейших стратегических законов города проходило в тех жестких, но конструктивных спорах, которые являются предвестником истины. Концепция губернаторской программы четырехлетнего социально-экономического развития Петербурга получила принципиальное одобрение депутатского корпуса еще в начале лета. Другое дело, что отдельные цифры и индексы выглядели сомнительными, а то и недостоверными, а отсутствие промежуточных цифровых показателей (в 2006 и 2007 годах) лишало возможности проследить ход ее выполнения. Это обстоятельство позволило Никите Ананову сравнить программу с банальным прогнозом, а Михаилу Амосову - с законом "о благих намерениях в области социально-экономического развития, которые точно будут выполнены потому, что не выполнить их будет очень трудно"... К счастью, руководители экономического блока городского правительства адекватно восприняли депутатскую критику. Изменения к лучшему наметились уже в ходе второго чтения программы, которое состоялось в начале октября. К этому моменту Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли официально признал, что "первоначальные цифры базировались на данных предварительного прогноза, а по последним данным видно, что правительство способно взять на себя более высокие обязательства". Дело не ограничилось благими декларациями. В итоге обе городские власти согласились с тем, что уже в 2008 году уровень жизни в северной столице не только можно, но и нужно поднять на качественно новый уровень. На заключительном этапе рассмотрения в программе социально-экономического развития города появилась долгожданная разбивка цифровых показателей по годам. Теперь можно контролировать динамику ее реализации. Был достигнут полезный компромисс, позволивший узаконить еще один немаловажный индекс. Теперь наряду с коэффициентом Джини (он "характеризует степень отклонения фактического распределения денежных доходов населения от линии их равномерного распределения") легализован и "децильный коэффициент дифференциации доходов" (определяет разницу в доходах 10% самых богатых и самых бедных групп горожан). Первый из этих показателей, по словам вице-губернатора Михаила Осеевского, "позволяет отследить отклонения не только для крайних категорий, но и для всех остальных". Второй индекс, по образному выражению депутата Владимира Еременко, "позволяет четко почувствовать социальную температуру нашего города". Яблоком раздора стала лишь поправка, согласно которой существенное невыполнение целевых показателей программы стала бы основанием для выражения недоверия профильным вице-губернаторам. Однако конкретизировать прилагательное "существенное" в процентном отношении никто не решился. Не возымела действия и формула депутата Еременко, что "такое "существенное" мы будем решать применительно к каждому вице-губернатору". В ответ г-н Осеевский резонно возразил, что петербургский Устав позволяет городским парламентариям выразить недоверие любому вице-губернатору "и без связи с программой"... Напомним ключевые показатели, ориентированные на то, чтобы к концу 2008 года Петербург достиг минимальных стандартов качества жизни (вышел на уровень "новых" членов Евросоюза, вроде стран Балтии). Согласно прогнозам, уже в будущем году средняя зарплата в Петербурге должна достичь 12 тыс. рублей, а среднедушевой доход - 12,6 тыс. рублей. Через три года доля бедных (чей доход ниже прожиточного уровня) в нашем городе не будет превышать 10%, а средние доходы поднимутся до 17 тыс. рублей. Остается пожелать городским властям, чтобы они и впредь корректировали свои социально-экономические амбиции исключительно в сторону увеличения.

Михаил Кореневский




Вернутся в раздел Юридические статьи